2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Обществознание: теория и практика» для 10
класса составлена в соответствии с::
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №
413 (с дополнениями и изменениями);
- Авторской программой:
Обществознание / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. //
Обществознание. Программы общеобразоват. учреждений. 6-11 классы – М.: Просвещение, 2014
- Демонстрационным вариантом контрольно-измерительных материалов единого
государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного
экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (ФГОС), утвержденной приказом директора №
от
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся.
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы
его описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и
исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому
контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий,
ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной
информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских,
научных, правовых, политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Задачи курса:
1.
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для
восприятия форму;
2.
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
3
3.
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени
сложности;
4.
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач;
5.
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
6.
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать
трудности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Личностные результаты::
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении
к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
4
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Введение (1 ч.)
Тема 1. Человек и общество (6 ч.)
Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного
прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в.
(глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и
социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы;
свобода и необходимость. Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы
и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и
5
социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия;
искусство; мораль.
Тема 2. Экономика (8 ч.)
Экономика и экономическая наука; экономические системы; рынок и рыночный механизм;
спрос и предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда;
безработица; роль государства в экономике. Финансовые институты; банковская система;
основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия
инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика
Тема 3. Социальные отношения (3 ч.)
Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная
группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы)
национальной политики в России. Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и
ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида;
семья и брак.
Тема 4. Политика (8 ч.)
Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой
информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное
устройство РФ. Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки;
гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения;
избирательная кампания в России; политический процесс; политическое участие; политическое
лидерство.
Тема 5. Право (8 ч.)
Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды
юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного
строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в России; Международное
право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на
благоприятную окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская
обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика.
Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема
на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование
отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности
административной юрисдикции; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы
гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная
система.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные часы Контрольные
раздела
работы
и тем
1.
Введение
1
2.
Тема 1. Человек и общество
6
3.
Тема 2. Экономика
8
4.
Тема 3. Социальные отношения
3
5.
Тема 4. Политика
8
5.
Тема 5. Право
8
Итого:
34
Практическая
часть
6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
выполнен
ия
факт план факт
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Название раздела (кол-во часов),
темы урока
Введение (1 ч.)
Введение. Общая характеристика курса.
Тема 1. Человек и общество (6 ч.)
Общество. Институты общества
Общественный прогресс. Глобальные программы
Мышление и деятельность. Потребности человека.
Свобода и необходимость.
Знание, познание. Истина и ее критерии
Культура, наука, религия
Практическое занятие по теме «Человек и
общество»
Тема 2. Экономика (8 ч.)
Экономика как наука. Экономические системы. Роль
государства в экономике
Рынок. Законы рынка. Производитель и потребитель
на рынке
Факторы производства
Рынок труда и безработица
Финансы. Государственный бюджет. Мировая
экономика
Налоги. Налоговая система
Практическое занятие по теме «Экономика»
Практическое занятие по теме «Экономика»
Тема 3. Социальные отношения (3 ч.)
Социальные отношения
Практическое занятие по теме «Социальные
отношения»
Практическое занятие по теме «Социальные
отношения»
Тема 4. Политика (8 ч.)
Политическая система
Государство и его функции
Политические режимы
Органы государственной власти в РФ, их функции
Политические партии и движения
Избирательное право
Практическое занятие по теме «Политика»
Практическое занятие по теме «Политика»
Тема 5. Право (8 ч.)
Право. Система права. Источники права. Права
человека
Конституция РФ
Правоотношения и правонарушения. Юридическая
ответственность
Правоотношения и правонарушения. Юридическая
Примечание
7
31.
32.
33.
34.
ответственность
Практическое занятие по теме «Право»
Практическое занятие по теме «Право»
Тестирование по вопросам с кратким ответом (в
форме ЕГЭ)
Анализ работы. Разбор типичных ошибок
8
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание: теория и практика
Класс: 10
ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
полугодие
2
полугодие
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
9