Образовательная программа дополнительного образования

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи Программы……………………………………………………………………..4
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования……………………………………..4
1.4. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы……………………..7
1.5. Система представления результатов и контроль реализации дополнительных
образовательных программ……………………………………………………...………………..……8
2.
Содержательный раздел
2.1. Содержание дополнительного образования ………………………………………………….9
2.2. Содержание программ дополнительного образования……………………………………..11
2.3. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования………13
2.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………….13
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план МБОУ «Научненская СОШ» по реализации образовательной программы
дополнительного образования………………………………………………………………………14
3.2. Календарный учебный график и режим работы МБОУ «Научненская СОШ» (являются
приложением к образовательной программе дополнительного образования)…………………….15

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования МБОУ «Научненская СОШ»
(далее – Программа) составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
− Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ);
− Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
− Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685;
− Региональный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (далее- Целевая модель);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС –
551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131ЗРК/2015 (с изменениями)
Программа содержит разделы: целевой, содержательный и организационный. Программа
направлена на формирование у обучающихся общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья, воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни.
Система дополнительного образования в МБОУ «Научненская СОШ» (далее – ОО)
выступает как педагогическая структура, которая:
− максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
− обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную
значимость обучающихся;
− дает шанс каждому открыть себя как личность;
3

− предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе;
− налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
− активно использует возможности окружающего социокультурного и духовного
пространства;
− побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
− обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и
воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью обучающихся, запрещается. При реализации образовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение с учетом Положения о реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При реализации образовательных программ может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных технологий.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель реализации Программы: создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации в ОО данной программы
предусматривает решение следующих задач:

формирование у обучающихся готовности и привычки к творческой деятельности,
желания включиться в самые разнообразные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия
нестандартных решений;

формирование практических знаний и умений здорового образа жизни, умения
противостоять негативному воздействию окружающей среды;

расширение поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста
и сплочение детей в единый коллектив;

освоение обучающимся новых направлений деятельности;

организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических
сил обучающегося;

содействие определению жизненных планов обучающегося;

освоение обучающимися социального опыта, самоопределение в социально
культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание ими ситуации успеха;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания
обучающихся.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование образование Доступное. Здесь
могут заниматься любые дети «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания;
одаренные; дети с особыми возможностями здоровья. При этом система дополнительного
образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей
получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации
принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых
4

школой услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы
отвечают тем или иным йотребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в
отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и
региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует
запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто «уходит со
сцены».
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим
уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и
принцип развития.
4.
Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута:
программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п.,
максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально
удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5.
Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус
системы дополнительного образования — развитие личности воспитанника. Образование,
осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более
мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования.
Органическая
связь
_
общего,
дополнительного
образования
и
образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды
школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех
видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
7.
Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых
условий
для
адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих
российскому и мировому обществу.
8.
Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей,
своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и
есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
9.
Принцип ориентации на - приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой
программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов,
образовательной среды.
10.
Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только
формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур,
организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей
поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория
5

эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по
законам красоты развивается к созданию культурных ценнортей, как в искусстве, так и вне его.
11.
Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
12.
Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой
модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности
к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание
атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом
его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле,
спортивная игра и т.д.) творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13.
Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество
обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14.
Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию,
поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15.
Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры
и образования Сокольского муниципального района направлена на обеспечение каждому
ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического
развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Функции Программы:
образовательная - обучение обучающихся по дополнительным общеразвивающим
6

программам, получение ими новых знаний;
воспитательная - обогащение культурного слоя ОУ, формирование в нем культурной
среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание
обучающихся через их приобщение к культуре;
информационная - передача педагогом обучающемуся максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения,
обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время; рекреационная - организация
содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил обучающегося;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определения жизненных планов обучающегося, включая
предпрофессиальную ориентацию;
интеграционная - создание единого образовательного пространства ОУ; компенсаторная
– освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих
основное общее образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения
содержания общего образования, предоставление обучающемуся определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
социализация - освоение обучающимся социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация - самоопределение обучающегося в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций ycпexa, личностное саморазвитие.
1.4.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Система условий реализации Программы базируется на результатах проведённой в ходе
разработки Программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы,
включающей:

анализ имеющихся в ОО условий и ресурсов реализации Программы;

установление степени соответствия условий требованиям, целям и задачам
Программы ОО, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательных
отношений;

разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и
возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий.
Созданные в ОО условия:

обеспечивают достижение планируемых результатов освоения
Программы и реализацию предусмотренных в ней направлений;

учитывают особенности, организационную структуру, запросы
участников образовательных отношений.

предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами,
использования ресурсов социума.
ОО формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие
информацию об их деятельности, и обеспечивает доступ к ресурсам посредством размещения на
официальном сайте ОО о реализуемых образовательных программах с указанием учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей
образовательной программой.
Дополнительное образование реализуется в соответствии с Календарным учебным
графиком и режимом работы учебного года, включая каникулярное время и обладает большими
возможностями для совершенствования общего образования, позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных
знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых индивидуальных
образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительные общеобразовательные программы размещаются в Навигаторе
7

дополнительного образования Республики Крым. Дополнительные общеобразовательные
программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Обучение может
осуществляться в очной, очно-заочной или дистанционной форме. Допускается сочетание
различных форм.
ОО организуют образовательный процесс в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы,
секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее – объединения).
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и
индивидуальных особенностей обучающихся и определяется Положением о порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам. Обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. Численный
состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или)
детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в
учебной группе устанавливается до 15 человек.
При реализации дополнительных образовательных программ могут предусматриваться
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по
группам или индивидуально. Расписание занятий объединения составляется для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием
программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность
и продолжительность занятий определяется содержанием программы. При реализации
дополнительных образовательных программ ОО может организовывать и проводить массовые
мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и
родителей (законных представителей)
1.5. Система представления результатов и контроль реализации дополнительных
образовательных программ
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным
планом.
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые
результаты, освоена ли ими программа. Промежуточная аттестация может проводиться как
завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом.
Оценка образовательных результатов, обучающихся по дополнительной образовательной
программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и
подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также
диагностировать мотивацию достижений личности.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков,
компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной
программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями
набора обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные
работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция,
фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.
Формы аттестации:
8

− текущий, промежуточный контроль (собеседования, тестирование, анкетирование,
опрос, защита рефератов, докладов, проектов);
− участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, научно-практических и
исследовательских конференциях различного уровня;
− выставки творческих работ;
− презентации итогов работы творческих объединений, отчетные концерты
художественных объединений.
Оценка результата освоения обучающимися Программы может осуществляться по итогам
участия в конкурсах, смотрах, концертах; получению спортивных наград, награждению
грамотами и другими знаками отличия.
Не каждый обучающийся способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также
фиксация преимущественно предметных результатов часто искажает диапазон истинных
достижений обучающегося, т.е. вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер, их
гораздо сложнее выявить и оценить.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности, сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Для обучающегося большое значение имеет оценка его труда родителями, учителями,
сверстниками, поэтому педагоги продумывают систему работы и оценку результата освоения
обучающимися дополнительной общеразвивающей программы.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:

рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;

удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;

удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
положительная динамика физического и психического здоровья обучающихся; удельный вес
родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития обучающихся;

рост
числа
обучающихся,
охваченных
содержательно-досуговой
деятельностью; сокращение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле;

увеличение числа педагогов ОО вовлеченных в процесс формирования
творческой личности обучающихся в пространстве дополнительного образования.
2. Содержательный раздел
Дополнительное образование обучающихся в ОО может реализовываться через
естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-гуманитарную направленности.
Цель художественной направленности – нравственное и художественно-эстетическое
развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
− развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и
удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
− развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
− способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
− формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Цель физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования –
воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование
потребности здорового образа жизни.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
9

− создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических
норм и правил;
− формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
− организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Цель естественнонаучной направленности - развитие познавательной активности,
самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по
математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к
научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебноисследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин:
астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение,
медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению
уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых
принципов природопользования.
Задачи:
− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их
разрешения;
− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
− -развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране
окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций).
Цель туристско-краеведческой направленности – совершенствование системы
образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой
деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных
молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
− усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края
в процессе внеучебной деятельности;
− создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития
ключевых компетентностей школьников;
− формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
Цель социально-гуманитарной направленности – изучение психологических
особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля,
формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение
межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение
детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач данного
направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит
проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной
системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
− достижениям мировой культуры, российским традициям;
− определенному уровню образования;
− направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
− современным образовательным технологиям, которые отражены:
 в принципах обучения;
 в формах и методах обучения;
 в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
 в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
10

дополнительного образования ОО:
− практические (упражнения, самостоятельные задания);
− наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения);
− демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений);
− дидактические (использование обучающих пособий);
− иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати);
− словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение);
− игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников);
− ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного
мозга);
− технологические (использование различных педагогических технологий в организации
работы с детьми);
− репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей
функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
− объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале);
− проблемные (проблемная ситуация, научный поиск);
− частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов);
− исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания).
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
− игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
− конкурс
− фестиваль
− соревнование
− экскурсия
− концерт
− выставка
− викторина и т.д.

2.2. Содержание программ дополнительного образования
В 2022-2023 учебном году в ОО реализуются 2 программы дополнительного образования
художественной направленности – танцевальный кружок «Палитра» и музыкальный кружок
«Музыкальная шкатулка».
Танцевальный кружок «Палитра»
Проведение инструктажей по ТБ. Диагностика.
Русский балет и современный танец. Особенности хореографии. Балетмейстер и
хореограф. Известные творческие коллективы.
История появления танца и танцевальных движений, освоение терминологии, влияние
танца на здоровье человека. Особенности метро-ритма, чередование сильной и слабой долей
такта. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Медленные хороводные и быстрые
плясовые русские танцы. Оформление урока классической, современной и народной музыкой с
ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и умеренном
темпе.
Освоение музыкально-ритмических упражнений в разном темпе. Усложненный курс
упражнений. Курс на гибкость и пластику. Комплекс упражнений на растяжку, гибкость.
Разучивание основных акробатических элементов. Упражнения на ковре.
Понятие об основных позициях рук и ног у станка, в парах. Виды танцевальных
композиций в парах. Разновидность музыкального ритма и темпа.
Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук – 1, 3,
11

2. Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1-й позиции. Размер3/4, характер медленный,
спокойный, по два такта на движение. Прыжки разучиваются лицом к станку. Позиции рук в
парах; движения рук. Экзерсис у станка и на середине зала.
Русский танец и его творческие коллективы. Основные отличительные признаки от
других хореографических постановок.
Изучение и закрепление элементов русского танца. Положение рук, положение ног.
Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка.
Поклоны – на месте и с движением вперед и назад. Ходы: простой шаг с продвижением вперёд и
назад: переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби
(дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с
продвижением. Ковырялочка – без подскока и с подскоком. Притопы в полуприседании.
Отработка танцевальных движений, разучивание композиционных связок, постановка
отдельных элементов и соединение их в танце.
Музыкальный кружок «Музыкальная шкатулка».
Проведение инструктажей. Правила охраны детского голоса. Строение голосового
аппарата. Диагностика. Ознакомление с теоретическими основами.
Ладовое многообразие. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Звукообразование. Музыкальные штрихи. Темп. Определение темпа и лада на примере
вокальных произведений.
Динамика. Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой
при исполнении.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Особенности музыкального жанра.
Музыкальная форма.
Типы голосов. Типы дыхания. Слушание, анализ музыкальных произведений
Показ-исполнение песен педагогом. Разбор их содержания. Охрана голоса. Распевки.
Певческая установка. Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения.
Развитие слуха. Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя.
Слух- регулятор голоса.
Работа над мягкой атакой звука.Твёрдая атака звука. Упражнения на развитие певческого
диапазона.
Музыкальный театр. Разучивание партий музыкальной сказки «Муха-цокотуха».
Дидактическая игра «Вокальные импровизации». Упражнение на legato. Сведение партий
музыкальной сказки «Муха- цокотуха».
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. Артикуляция. Упражнения для
развития артикуляции. Работа над тембровой окраской. Звуковедение. Развитие певческого
диапазона. Унисонное пение. Пение фальцетом. Пение речитативом. Придыхательное пение.
Ансамблевое пение.
Разучивание произведения с сопровождением мелодии и a capella. Доведение исполнения
песен до уровня, пригодного для публичного выступления.
Жанровое разнообразие музыки. Народное музыкальное творчество. Песня в жизни
человека. История гимнов России. Песня на войне. Современная музыка. Инструментальная
музыка. Музыка для детей. Анализ музыкальных и поэтических текста, а также стилевых,
жанровых, национальных и других особенностей произведений.
Постановка дыхания в опоре на нижнерёберное дыхание. Владение своим голосовым
аппаратом. Использование певческих навыков. Совмещение пения и чёткого шага,
совпадающего с сильной долей песни.
Комплекс упражнений для формирования у обучающихся навыка исполнения песни,
совмещающий движение и пение. Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Освоение исполнения бэк-вокал. Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. Квинтовый
круг тональностей. Трезвучия и их построения в разных тональностях. Дикция и артикуляция.
Сценическая хореография. Творчество и импровизация. Движения под музыку.
12

Подбор репертуара. Составление сценария. Подготовка концертных номеров к
праздничным мероприятиям и к итоговому концерту. Показательные выступления. Анализ
работы.
2.3. Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования.
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения
целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодического, психологического характера.
Организационно-педагогические
условия
направлены
на
развитие
системы
дополнительного образования детей в ОО и способствуют созданию единого воспитательного и
образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация,
учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности ОО, его приоритетные
направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся
традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют
возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования
детей.
В МБОУ «Научненская СОШ» созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного
образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного
образования с учителями-предметниками, классными руководителями.
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2)
соблюдение
санитарно-гигиенических
норм,
требований
пожарной
и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты ОО оборудованы интерактивными комплексами, обеспечивающими
информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть
«Интернет». Спортивный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем. ОО имеет
футбольное поле, баскетбольную площадку, волейбольную площадку.
2.4. Планируемые результаты освоения программы.
Одним из ключевых элементов дополнительной образовательной программы являются
планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему
ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений
обучающегося, которые он сможет продемонстрировать.
При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо
ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных
ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных
действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии,
13

самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными
(знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка,
эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая
формируется через усвоение учебного материала и систему формируемых действий, которые
преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование;
могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные
программой.
Реализация дополнительной образовательной программы МБОУ «Научненская СОШ»
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
− сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей;
− совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2. Ресурсное обеспечение:
− создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
− улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;
− создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров;
− создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных образовательных программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
− организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом.
− содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании
детей;
− внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на
социально-педагогическую поддержку детей
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план МБОУ «Научненская СОШ» по реализации образовательной
программы дополнительного образования
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования
ОО направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного
образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности
школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную учебную неделю и составлен с учетом
кадрового,
программнометодического
и
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя
программы художественной направленности.
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования
№п/п

Направленность

Название объединения,
секции

Количество часов в
неделю

1.

Художественная

Танцевальный кружок
«Палитра»

4,5

Музыкальный кружок

4,5

Формы контроля/
промежуточной
аттестации
Конкурсы,
мероприятия,
отчетный концерт
Конкурсы,
14

«Музыкальная
шкатулка»

мероприятия,
отчетный концерт

Дополнительные общеобразовательные программы педагогов являются приложением к
образовательной программе дополнительного образования (Приложение 1)
3.2. Календарный учебный график и режим работы МБОУ «Научненская СОШ»
являются приложением к образовательной программе дополнительного образования
(Приложение 2)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».