РП физика 10 класс

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для обучающихся 10 класса (базовый уровень) разработана в
соответствии с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (приказ Министерства образования РФ от 17.05.2012 № 413, (с изменениями и
дополнениями);
 Авторской программой: Шаталин А.В. Физика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников серии «Классический курс» 10-11 классы – М.: Просвещение, 2017.;
 Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (10-11 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора от 31 августа
2017 г. № 262 (с изменениями).
Учебник: Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе : базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А.
Парфентьевой. – М. :Просвещение, 2014. – 416 с. : ил. – (Классический курс). – ISBN978-5-09028225-3.
Изучение физики в 10 классе направлено на
достижение цели: формирование у обучающихся общей культуры и научного мировоззрения, на
использование полученных знаний и умений в повседневной жизни;
и решение задач: формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное
внимание следует уделять не столько передаче суммы готовых знаний, сколько знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
 проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
 ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков
 готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
 осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного
 восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;
 осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
 развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
 осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека;
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
 ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической

3

направленности, открытость опыту и знаниям других;
 повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
 потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
 осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
 планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в
том числе с использованием физических знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно
выделенных критериев);
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями
Универсальные коммуникативные действия:
 в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
 публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;

4

 принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения
нескольких людей;
 выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия
Универсальные регулятивные действия:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему,
понимать мотивы, намерения и логику другого
 признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях
на научные темы и такое же право другого.
Предметные:
 сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
 владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
 сформированность представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле),
движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
 владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы;
 владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования, владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведенные
эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять
достоверность полученного результата;

5

 сформированность умения решать простые физические задачи;
 сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной
жизни;
 понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов,
влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических
катастроф;
 сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
В результате изучения учебного предмета «Физика» в 10 классе на базовом уровне среднего
общего образования:
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;
 устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
 использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных
источников и критически ее оценивая;
 различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
 проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные
приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать
значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
 проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную
зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
 использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
 использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
 решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
 решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный
результат;
 учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
 использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения
практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

6

 использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей
и законов;
 самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
 характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих
известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
 объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Содержание учебного предмета.
Физика и естественно-научный метод познания природы (1 час)
Введение. Физика и естественно-научный метод познания природы.
Механика (27 часов)
Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность
механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины.
Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Взаимодействие тел. Явление
инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчета. Законы динамики Ньютона. Сила тяжести,
вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы: всемирного тяготения, Гука, трения.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон
сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной
точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия.
Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.
Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности» (выполняется в группах).
Лабораторная работа № 2 «Измерение жёсткости пружины».
Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения» (выполняется в
группах).
Лабораторная работа № 4 «Изучение закона сохранения механической энергии» (выполняется в
группах).
Лабораторная работа № 5 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»
(выполняется в группах).
Контрольная работа №1 по теме «Механика».

7

Молекулярная физика и термодинамика (17 часов)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные
доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической
энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение
состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы. Агрегатные
состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Влажность воздуха. Модель
строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение
теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы
действия и КПД тепловых машин.
Лабораторные работы № 6 «Измерение температуры» (выполняется в группах).
Лабораторные работы № 7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» (выполняется в
группах).
Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика и термодинамика».
Основы электродинамики (18 часов)
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии
напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей. Проводники и
диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор. Постоянный электрический
ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон
Джоуля— Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в
проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Лабораторная работа № 8«Изучение последовательного и параллельного соединения
проводников» (выполняется в группах).
Лабораторная работа № 9«Измерение ЭДС источника тока» (выполняется в группах).
Контрольная работа №3по теме «Электродинамика».
Повторение (5 часов)
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
№ раздела
и тем

Наименование разделов и тем

Учебные
часы

Контрольные
работы

Практическая
часть

1

Введение. Физика и естественно-научный
метод познания природы

1

-

-

2
3

Механика
Молекулярная физика и термодинамика

27
17

1
1

Л.р. 5
Л.р. 2

4

Основы электродинамики

18

1

Л.р. 2

5

Повторение
Итого

5
68

1
4

9

8

Календарно-тематическое планирование
Сроки
выполнения

№
план

1

2

3

4

5

6

7
8
9
10
11
12
13

14
15

16
17
18

факт

план

факт

Наименование разделов
(кол-во часов),
тем

Примечание

Введение. Физика и естественно-научный метод познания природы (1 час)
01.09
Вводный и первичный инструктаж по ТБ
(ИОТ № 16). Проекты и творческие работы.
Введение. Физика и естественно-научный метод
познания природы.
Механика (27 часов)
06.09
Механическое движение. Системы отсчёта.
Скалярные и векторные физические величины.
Материальная точка. Поступательное движение.
Траектория, путь, перемещение, координата,
момент времени, промежуток времени.
08.09
Закон относительности движения.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость
равномерного
прямолинейного
движения.
Уравнение и графики равномерного движения.
13.09
Неравномерное
движение.
Равноускоренное
движение.
Уравнение
и
графики
равноускоренного движения.
15.09
Движение по окружности с постоянной по
модулю
скоростью.
Центростремительное
ускорение.
20.09
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 18,179).
Лабораторная работа №1 «Изучение движения
тела по окружности» (выполняется в группах).
22.09
Явление инерции. Масса и сила. Инерциальные
системы отсчёта.
27.09
Взаимодействие тел.
29.09
Сложение сил.
04.10
Первый, второй и третий законы Ньютона.
06.10
Закон всемирного тяготения. Гравитационная
постоянная. Сила тяжести. Вес и невесомость.
11.10
Силы упругости. Закон Гука.
13.10
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 18,179).
Лабораторная
работа
№2
«Измерение
жёсткости пружины» (выполняется в группах).
18.10
Сила трения.
20.10
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 18, 179).
Лабораторная
работа
№3
«Измерение
коэффициента
трения
скольжения»
(выполняется в группах).
25.10
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения
импульса.
27.10
Реактивное движение.
08.11
Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия.
Работа силы тяжести. Потенциальная энергия
тела в гравитационном поле.

9

19

10.11

20
21

15.11
17.11

22

22.11

23

24.11

24

29.11

25

01.12

26
27
28

06.12
08.12
13.12

29

15.12

30

20.12

31

22.12

32

27.12

33
34

29.12
10.01

35

12.01

36

17.01

37

19.01

38

24.01

39

26.01

Работа силы упругости. Потенциальная энергия
упруго деформированного тела.
Закон сохранения механической энергии.
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 18, 179).
Лабораторная работа №4 «Изучение закона
сохранения механической энергии» (выполняется
в группах).
Динамика вращательного движения абсолютно
твердого тела.
Равновесие материальной точки и твёрдого тела.
Виды равновесия. Условия равновесия. Момент
силы. Давление.
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 18, 179).
Лабораторная работа №5 «Изучение равновесия
тела
под
действием
нескольких
сил»
(выполняется в группах).
Равновесие жидкости и газа. Закон сохранения
энергии в динамике жидкости.
Решение задач.
Контрольная работа № 1 по теме «Механика».
Анализ контрольной работы.
Молекулярная физика и термодинамика (17 часов)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ)
строения вещества и её экспериментальные
доказательства. Броуновское движение.
Температура и тепловое равновесие. Абсолютная
температура как мера средней кинетической
энергии теплового движения частиц вещества.
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 182).
Лабораторная работа №6 «Измерение
температуры» (выполнение в группах).
Модель «идеальный газ». Давление газа.
Основное уравнение молекулярнокинетической
теории идеального газа.
Уравнение Менделеева – Клапейрона.
Повторный инструктаж по ТБ(ИОТ № 16)
Изопроцессы. Газовые законы.
Инструктаж по ТБ (ИОТ № 182).
Лабораторная работа №7 «Экспериментальная
проверка закона Гей-Люссака» (выполняется в
группах).
Взаимные превращения жидкости и газа.
Насыщенные и ненасыщенные пары.
Модель строения жидкости. Поверхностное
натяжение.
Модель строения твёрдых тел. Кристаллические и
аморфные тела. Механические свойства твёрдых
тел. Жидкие кристаллы.
Внутренняя энергия. Термодинамическая система
и её равновесное состояние.

10

40

31.01

41

02.02

42

07.02

43
44

09.02
14.02

45

16.02

46

21.02

47
48

28.02
02.03

49

05.03

50
51
52

09.03
14.03
16.03

53

28.03

54
55
56

30.03
04.04
06.04

57
58

11.04
13.04

59

18.04

60

20.04

61
62

25.04
27.04

63

04.05

64

11.05

Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Количество теплоты.
Теплоёмкость.
Уравнение теплового баланса. Первый закон
термодинамики.
Адиабатный
процесс.
Необратимость тепловых процессов.
Преобразование энергии в тепловых машинах.
КПД тепловых машин.
Решение задач.
Контрольная
работа
№2
по
теме
«Молекулярная физика и термодинамика».
Анализ контрольной работы.
Основы электродинамики (18 часов)
Электрический
заряд.
Закон
сохранения
электрического заряда.
Электрическое взаимодействие. Закон Кулона.
Напряжённость и потенциал электростатического
поля, связь между ними.
Линии напряжённости и эквипотенциальные
поверхности.
Принцип
суперпозиции
электрических полей.
Разность потенциалов.
Электрическая ёмкость. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Сила тока.
Сопротивление.
Последовательное
и
параллельное соединения проводников.
Инструктаж
по
ТБ
(ИОТ
№
181).
Лабораторная работа №8 «Последовательное и
параллельное
соединения
проводников»
(выполняется в группах).
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.
Электродвижущая сила (ЭДС).
Инструктаж
по
ТБ
(ИОТ
№
181).
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС
источника тока» (выполняется в группах).
Закон Ома для полной электрической цепи.
Электронная
проводимость
металлов.
Зависимость сопротивления проводника от
температуры.
Электрический
ток
в
полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. p-nПереход.
Электрический
ток
в
электролитах.
Электрический ток в вакууме и газах.
Решение задач.
Контрольная работа № 3 по теме «Основы
электродинамики».
Анализ контрольной работы.
Повторение (5 часов)
Повторение. Равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение. Решение задач.

11

65
66
67

16.05
18.05
23.05

68

25.05

Итоговая контрольная работа.
Демонстрация проектов и творческих работ.
Повторение. Первый, второй и третий законы
Ньютона.
Повторение. Решение задач.

12

Лист корректировки рабочей программы
Предмет Физика 10 класс
ФИО учителя Штойко Елена Эдуардовна
Полугод
ие

1
полугод
ие

2
полугод
ие

Тема урока

Дата
проведени
я по плану

Причина
корректировк
и

Корректирую
щие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».