2
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для учащихся 11 класса составлена в соответствии с:
− Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (приказ Министерства образования РФ от 17.05.2012 № 413, (с изменениями и
дополнениями);
− Авторской программой Программы курса астрономии для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс
«Просвещение» 2017г.;
− Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (10-11 классы) ФКГОС, утвержденной приказом директора от 31 августа
2017 г. № 262 (с изменениями).
Учебник: Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват.организаций: базовый
уровень/ В.М.Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.: ил. – (Сфера 1-11). – ISBN978-5-09053903-6.
Изучение астрономии в 11 классе направлено на
достижение цели:
формирование у обучающихся общей культуры и научного мировоззрения;
использование полученных знаний и умений в повседневной жизни;
освоить знания о фундаментальных законах и принципах, лежащих в основе
современной естественнонаучной картины мира;
методах научного познания природы;
приобрести знания о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
и решение задач:
формирования основ научного мировоззрения;
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения астрономии;
знакомство с методами научного познания окружающего мира; постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению;
систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснение
существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной
явлений;
формировать навыки использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3
установка на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным
выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных интересов и общественных потребностей;
способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической
науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития
цивилизации;
овладение языком математики и математической культурой как средством познания
мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
ориентация на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
готовность к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развитие опыта участия в социально значимом труде;
креативности мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией):
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий;
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать
суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять
математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях;
4
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с
использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и
данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по
самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях;
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,
давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
5
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации;
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных
трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
Предметные:
сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о роли и месте астрономии в современной научной
картине мира; понимание роли астрономии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
овладение и уверенное пользование понятийным аппаратом и символическим языком астрономии;
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимание сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
астрономических законов, решать простые астрономические задачи, применять полученные
знания для объяснения явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной
жизни,
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
и дальнейшем научно-техническом развитии, собственной позиции по отношению к информации,
получаемой из разных источников;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» в 11 классе
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах роль и место астрономии в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей; устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений;
использовать информацию из различных источников, интегрируя и критически ее
оценивая;
работать со звёздной картой, различать на фотографиях различные типы звёздных
скоплений и межзвёздных туманностей
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания и формы научного познания;
использовать знания об астрономических объектах и процессах в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, физические причины, определяющие равновесие звезд,
источник энергии звезд и происхождение химических элементов;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
6
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том
числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
наблюдать за движением планет, Луны и Солнца, интерпретировать их, понять роль
затмений Луны и Солнца в жизни общества и истории, как на основе астрономических явлений
измерять время;
применять знания о природе Солнца и его активности, для анализа влияния на климат и
биосферу Земли;
использование информации о законах всемирного тяготения для получения
представлений о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории
полётов космических аппаратов к планетам, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля-Луна и эволюцию этой системы в будущем;
использовать понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация
звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
использовать современные представления о строении Солнца и Солнечной системы, о
строении Земли как планеты, о свойствах планет земной группы и планет гигантов, и об
исследованиях астероидов, комет, метеороидов для суждения о космической безопасности и
вопросов экологии, изучения физически свойств иных небесных тел;
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, получения астрономической информации с помощью космических
аппаратов и спектрального анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии; оценивания информации, содержащейся в сообщениях
СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (1 час)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют
Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические
условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные
оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что увидели
гравитационно волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 часов)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия
Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике.
Планеты совершают
петлеобразное
движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят
экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных
координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и
прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия.
Неравномерное движение
Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия
наступления солнечного и лунные затмения. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический
год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и
григорианский календари.
7
Небесная механика (3 часа)
Гелиоцентрическая система мира. Представляли о строении Солнечной системы в
античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение
Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них, парсек. Законы Кеплера
движения планет. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного
тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости.
Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина
вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории
полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный
рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от
Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы (8 часов)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты
земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс
Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее
строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Планеты земной
группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект
греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция
орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты гиганты. Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец
вокруг планет гигантов. Планеты карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы.
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков.
Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и
метеоритов. Метеоры и метеориты. Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты.
Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов.
Природа метеоритных кратеров.
Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы».
Астрофизика и звёздная астрономия (7 часов)
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава
Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и
биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца.
Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии
из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока
нейтрино от Солнца.
Звёзды. Основные характеристики звёзд. Определение основных характеристик звёзд:
массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её
физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и
светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности.
Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых
карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа
чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды.Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменнопеременные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые
изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид.
Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и
галактик.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с
тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и
ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды.
8
Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой
Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв
массивной звезды в конце своейэволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение
остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд
разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после
исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивныхзвёзд, и гравитационный коллапс и
взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение
возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный путь (3 часа)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных
скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер
движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.Инфракрасные наблюдения
движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной
дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их
связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 часа)
Галактики. Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла.
Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах
галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в
них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и
взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и
активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик,
рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость
существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в
скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 часа)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон
всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении
Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для
построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с
распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и
геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость
образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой
плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной.
Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного
состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового
излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения
модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 часа)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа
в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного
отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа
силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за
движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их
9
прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях
экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и
разума во Вселенной.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной.
Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование разделов и тем
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный путь
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого
Учебные
часы
Контрольные
работы
Практическая
часть
1
5
3
8
7
3
2
2
3
34
1
1
2
-
10
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
план
факт
Сроки
выполнения
план
факт
1
06.09
2
3
4
5
6
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
7
8
9
18.10
25.10
08.11
10
15.11
11
12
13
14
15
16
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
17
10.01
18
19
20
17.01
24.01
31.01
21
22
07.02
14.02
23
24
21.02
28.02
25
26
27
05.03
14.03
21.03
28
28.03
Название раздела
(кол-во часов),
темы урока
Введение в астрономию (1 час)
Введение в астрономию.
Астрометрия (5 часов)
Звёздное небо.
Небесные координаты.
Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения.
Время и календарь.
Небесная механика (3 часа)
Система мира.
Законы движения планет.
Космические скорости и межпланетные
полеты.
Строение Солнечной системы (8 часов)
Современные представления о Солнечной
системе.
Планета Земля.
Луна и ее влияние на Землю.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Планеты-карлики.
Малые тела Солнечной системы.
Контрольная работа №1 по теме
«Строение и состав Солнечной системы»
Современные представления о
происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 часов)
Методы астрофизических исследований.
Солнце.
Внутреннее строение и источник энергии
Солнца.
Основные характеристики звёзд.
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные
дыры. Двойные, кратные и переменные
звёзды.
Новые и сверхновые звёзды.
Эволюция звёзд.
Млечный путь (3 часа)
Газ и пыль в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре
Млечного Пути.
Галактики (2 часа)
Классификация
галактик.
Активные
галактики и квазары.
Примечание
11
29
04.04
30
11.04
31
18.04
32
33
16.05
20.05
34
23.05
Скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 часа)
Конечность и бесконечность Вселенной.
Расширяющаяся Вселенная.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое
излучение.
Современные проблемы астрономии (3 часа)
Итоговая контрольная работа.
Ускоренное расширение Вселенной и
тёмная энергия.
Обнаружение планет возле других звёзд
Поиск жизни и разума во Вселенной.
12
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Астрономия 11 класс
ФИО учителя Штойко Елена Эдуардовна
полугод
ие
1
полугод
ие
2
полугод
ие
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировк
и
Корректирую
щие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
13
14