2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 2 класса
разработана в соответствии с:
- - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» / Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / М.: «Просвещение», 2014;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями).
Учебник:
Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе
в 2 ч.Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-143 с.: ил.- (Школа
России).-ISBN 978-5-09-038080-5.
Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе
в 2 ч.Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-143 с.: ил.- (Школа
России).-ISBN 978-5-09-046613-4.
Целями изучения предмета во 2 классе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2 классе необходимо
решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа для 2 класса обеспечивает достижение определённых личностных, предметных
и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое
достояние русского народа — русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их
деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их
3
родному языку;
- представления о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной
деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в
поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости,
совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к
проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в
сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном
материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под
руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные
тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с
поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и
учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и
практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного);
4
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам
учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных
признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила,
определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить
рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить
понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и
позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского
народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления
национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших
монологических высказываний;
5
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского
языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и
графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в
процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи,
слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный
вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию,
работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать
заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять
последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их
записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по
рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в
словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую
жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и
явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в
учебнике);
6
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно
произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный
ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой —
звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать
слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка,
маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка
(круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в
учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным
мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и
орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие
и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться
к толковому словарю;
-
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
7
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться
к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием
«однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других
(неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать
родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой
определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в
корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов),
вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков:
имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи,
опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?,
собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён
существительных;находить - имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи,
опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа
глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков,
определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных
признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы,
кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
8
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию
конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой
на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов,
знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на
виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие
предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под
ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том
числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
г) писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать
значение
понятий
«орфограмма»,
«проверяемая
орфограмма»,
«непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при
9
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фонетика и графика. Различение звуков и букв; различение ударных и безударных
гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по
твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости
согласных звуков. Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного
состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) - показателем мягкости согласного звука.
Деление слов на слоги (без стечения согласных). Использование алфавита при работе со
словарями.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим
словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика. Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных
слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 12
синонимов или антонимов.
Состав слова (морфемика). Корень как обязательная часть слова. Родственные
(однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые
случаи). Окончание как изменяемая часть слова.
Морфология. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова,
называющие признаки предметов, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия
предметов, - глаголы.
Слово и предложение. Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели
высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель
высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца
предложения.
Орфография и пунктуация. Применение правил правописания, изученных в 1 классе: раздельное написание слов в предложении; - употребление прописной буквы в начале
предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; - написание непроверяемых гласных и
согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника). Ознакомление с
правилами правописания и их применение: - правила переноса слов со строки на строку (без учета
морфемного членения слова); - написание проверяемых безударных гласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; - написание непроверяемых гласных
и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - правила
употребления разделительного мягкого (ь) знака; - раздельное написание предлогов с именами
существительными. Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова.
Развитие речи. Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для
ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Смысловое единство
предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в
тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные
отступы). Последовательность частей текста.
Наша речь (2 ч)
Знакомство с учебником. Виды речи. Характеристика человека по его речи. Диалог и
монолог.
Текст (2 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста
Практическая часть:
10
Р/р № 1 Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
Предложение (9 ч)
Предложение. Предложение, как единица речи, его назначение и признаки. Знаки
препинания конца предложения. Члены предложения. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.
Практическая часть:
Р/р № 2 Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова
«Золотая осень».
Контрольные работы:
Проверочная работа по теме «Предложение»
Слово и его лексическое значение (17 ч)
Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы.
Словарь синонимов русского языка. Антонимы. Словарь антонимов русского языка. Родственные
слова. Родственные слова и синонимы. Корень слова (первое представление). Однокоренные
слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог.
Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение
в предложении. Словообразующая функция ударения. Перенос слов по слогам.
Контрольные работы:
Итоговая контрольная работа за 1 четверть. Диктант с грамматическим заданием
Практическая часть:
Р/р №3 Наблюдение за переносным значением слов
Р/р №4 Изложение текста по данным к нему вопросам.
Р/р № 5 Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (52 ч)
Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.
Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. Употребление прописной (заглавной)
буквы. Гласные звуки. Признаки гласного звука. Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные
звуки. Правило обозначения буквой безударного гласного звука Способы проверки написания
буквы обозначающий безударный звук в корне слова. Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений Буквы безударных
гласных корня, которые надо запоминать. Представление об орфограмме. Проверяемые и
непроверяемые орфограммы Согласные звуки. Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими
согласными. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Буквосочетания жи -ши, ча - ща, чу - щу. Звонкие
и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова и перед согласным. Особенности проверяемых и проверочных слов для слов с парным
по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Способы проверки
написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова
или перед согласным в корне. Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и
в однокоренных словах. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце
слова и перед согласным. Использование на письме разделительного Ь. Правописание слов с
разделительным мягким знаком.
Практическая часть:
Р/р №6 Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Р/р №7 Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Р/р №8 Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима
пришла. Детство»
Р/р №9 Восстановление деформированного текста по рисунку.
11
Р/р № 10 Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова
«Лоси» и по опорным словам.
Р/р №11 Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Р/р №12 Работа с текстом
Р/р №13 Работа с предложением и текстом
Р/р №14 Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по
вопросам
Р/р №15 Составление устного рассказа по серии рисунков.
Проект «И в шутку и всерьёз»
Проект «Пишем письмо».
Проект «Рифма»
Контрольные работы:
Проверочный диктант с грамматическим заданием
Проверочная работа. Словарный диктант.
Проверочная работа. Списывание.
Итоговая контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамматическим заданием
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным на конце слова и перед согласным»
Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак»
Части речи (46 ч)
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями
речи. Употребление частей речи в тексте
Имя существительное. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в
речи. Одушевлённые имена существительные. Неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён
существительных. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). Число
имен существительных. Изменение существительных по числам. Обобщение знаний об имени
существительном.
Глагол. Глагол как часть речи. Общее представление о глаголе. Синтаксическая функция
глагола в предложении. Признаки глагола (значение и вопрос). Восстановление
деформированного текста. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного
употребления глаголов в речи. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение знаний о
глаголе. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени
прилагательного в предложении. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы
числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Понятие о текстеописании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Обобщение знаний об имени
прилагательном.
Местоимение. Местоимение (личное) как часть речи. Значение и употребление в речи
местоимения. Структура текста-рассуждения.
Предлоги. Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными
Практическая часть:
Р/р №16 Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова
"Богатыри"
Р/р №17 Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по
данным вопросам
Р/р №18. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи
прилетели»
Р/р № 19. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Р/р №20 Составление текста-повествования на предложенную тему
Р/р № 21. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание
12
домашнего животного либо комнатного растения)
Р/р № 22. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.
Р/р № 23 Работа с текстом
Р/р № 24. Редактирование текста; восстановление деформированного
повествовательного текста
Проект «В словари - за частями речи»
Контрольные работы:
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Проверочная работа по теме «Глагол»
Итоговая контрольная работа за 3 четверть. Диктант с грамматическим заданием
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Проверочная работа по теме «Предлоги»
Списывание - 1; Словарный диктант 1
Итоговая контрольная работа за год. Диктант с грамматическим заданием
Повторение(8 ч)
Текст. Типы текстов. Предложение. Члены предложения. Слово и его лексическое
значение. Однокоренные слова. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Местоимение. Предлоги. Звуки и буквы. Правила правописания. Итоговый урок за год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
раздела
разделов и тем
и тем
1
Наша речь
2
Текст
3
Предложение
4
Слова, слова, слова...
5
Учебные
часы
2
2
9
17
52
Звуки и буквы
46
6
Части речи
7
Повторение
Итого
Контрольные работы
Практическ
ая часть
Р/р - 1
Входная диагностическая работа - 1
Проверочная работа - 1
Итоговая к/р - 1
Диктант - 2
Словарный диктант - 1
Итоговая к/р - 1
Списывание - 1
Проверочная работа - 1
Проверочная работа - 5
Списывание - 1
Словарный диктант – 1
Итоговая к/р - 2
Р/р - 1
Р/р - 3
Р/р - 10
Проект - 3
Р/р - 9
Проект - 1
8
136
Стартовая работа - 1
Списывание - 2
Словарный диктант - 2
Проверочная работа - 7
Итоговая к/р - 4
Диктант - 2
Р/р - 24
Проект - 4
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Примечание
№ п/п
Сроки
Название раздела
выполнения
(кол-во часов), темы уроков
план факт
план
факт
Наша речь (2 часа)
Знакомство
с учебником. Виды речи.
1. 1
.
Диалог и монолог.
2. 2
Текст (2 часа)
Текст. Признаки текста Тема и главная мысль
3.
текста..
Части текста.
4.
Р/р № 1 Составление рассказа по рисунку,
данному началу и опорным словам.
Предложение (9 часов)
Предложение. Предложение, как единица речи,
5.
его назначение и признаки.
Входная диагностическая работа.
6.
Работа над ошибками. Члены предложения.
7.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
8.
Подлежащее и сказуемое - главные члены
9.
предложения.
Распространённые и нераспространённые
10.
предложения.
Связь слов в предложении.
11.
Р/р № 2 Коллективное составление рассказа по
12.
репродукции картины И.С. Остроухова
«Золотая осень».
Проверочная работа по теме «Предложение».
13.
Слова, слова, слова... (17 часов)
Работа над ошибками. Слово и его значение.
14.
Однозначные и многозначные слова
15.
Прямое и переносное значение слов.
16.
Р/р №3 Наблюдение за переносным значением
слов.
Синонимы. Словарь синонимов русского языка.
17.
Антонимы. Словарь антонимов русского языка.
18.
Антонимы
19.
Р/р №4 Изложение текста по данным к нему
20.
вопросам.
Родственные слова.
21.
Родственные слова и синонимы. Корень слова
22.
(первое представление).
Однокоренные слова. Корень слова.
23.
Единообразное написание корня в
14
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
однокоренных словах.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слог. Слогообразующая роль гласных звуков.
Ударение. Словесное и логическое (смысловое)
ударение в предложении.
Словообразующая функция ударения.
Перенос слов по слогам.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
Диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками. Р/р № 5 Составление
рассказа по серии сюжетных рисунков,
вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (52 часа)
Звуки и буквы. Различие звуков и букв.
Алфавит. Использование алфавита при работе
со словарями.
Употребление прописной (заглавной) буквы.
Р/р №6 Коллективное составление рассказа по
репродукции картины.
Гласные звуки. Признаки гласного звука
Гласные звуки. Слова с буквой э.
Р/р №7 Работа с текстом. Запись ответов на
вопросы к тексту.
Ударные и безударные гласные звуки.
Правило обозначения буквой безударного
гласного звука.
Способы проверки написания буквы
обозначающий безударный звук в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова. Составление текста из
деформированных предложений.
Буквы безударных гласных корня, которые
надо запомнить.
Буквы безударных гласных корня, которые
надо запомнить.
Представление об орфограмме. Проверяемые и
непроверяемые орфограммы.
Р/р №8 Коллективное составление рассказа по
репродукции картины С.А. Тутунова «Зима
15
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
пришла. Детство»
Проверочный диктант по теме «Звуки и
буквы»
Проверочная работа. Словарный диктант.
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте и сочинении.
Работа над ошибками. Согласные звуки. Р/р №9
Восстановление деформированного текста по
рисунку.
Произношение и написание слов с удвоенными
согласными.
Р/р № 10 Коллективное составление рассказа
по репродукции картины А.С.Степанова
«Лоси» и по опорным словам.
Работа над ошибками, допущенными в
сочинении. Проект «И в шутку и всерьёз»
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения
Проверочная работа. Списывание.
Работа над ошибками. Правописание мягкого
знака на конце и в середине слова перед
другими согласными.
Правописание мягкого знака на конце и в
середине слова перед другими согласными.
Проект «Пишем письмо».
Р/р №11 Работа с текстом. Составление ответов
на вопросы к тексту.
Работа над ошибками. Буквосочетания чк, чн,
чт, щн, нч.
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн,
чт, щн, нч и других изученных орфограмм.
Р/р №12 Работа с текстом
Проект «Рифма»
Итоговая контрольная работа за 2 четверть.
Диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками. Правописание
буквосочетаний жи -ши, ча - ща, чу - щу.
Буквосочетания жи -ши, ча - ща, чу - щу.
Правописание буквосочетаний жи -ши, ча - ща,
чу - щу. Р/р №13 Работа с предложением и
текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным
16
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
Особенности проверяемых и проверочных слов
для слов с парным по глухости-звонкости
согласным на конце слова или перед
согласным.
Способы проверки написания буквы,
обозначающей парный по глухости-звонкости
согласный звук, на конце слова или перед
согласным в корне.
Способы проверки написания буквы,
обозначающей парный по глухости-звонкости
согласный звук, на конце слова или перед
согласным в корне.
Единообразное написание корня в формах
одного и того же слова и в однокоренных
словах
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным .
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным.
Проверочный диктант по теме
«Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным на конце слова и перед
согласным»
Работа над ошибками. Р/р №14 Составление
поздравительной открытки; письменное
изложение текста по вопросам.
Использование на письме разделительного Ь.
Правописание слов с разделительным мягким
знаком. Р/р №15 Составление устного рассказа
по серии рисунков.
Проверочная работа по теме «Разделительный
17
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
мягкий знак»
Части речи (46 часов)
Работа над ошибками. Части речи. Соотнесение
слов-названий, вопросов, на которые они
отвечают, с частями речи.
Употребление частей речи в тексте
Имя существительное как часть речи: значение
и употребление в речи.
Одушевлённые имена существительные.
Неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена
существительные.
Правописание собственных имён
существительных. Р/р №16 Составление
устного рассказа по репродукции картины В.
Васнецова "Богатыри".
Правописание собственных имён
существительных.
Заглавная буква в именах собственных
(географических названиях)
Число имен существительных. Изменение
существительных по числам.
Обобщение знаний об имени существительном
Р/р №17 Работа с текстом. Подробное
изложение повествовательного текста по
данным вопросам.
Проверочная работа по теме «Имя
существительное».
Работа над ошибками. Глагол как часть речи.
Общее представление о глаголе.
Синтаксическая функция глагола в
предложении.
Признаки глагола (значение и вопрос).
Восстановление деформированного текста
Р/р №18. Составление рассказа по репродукции
картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Изменение глагола по числам.
Формирование навыка правильного
употребления глаголов в речи.
Правописание частицы НЕ с глаголом
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Р/р № 19.
Восстановление текста с нарушенным
порядком предложений.
Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов
18
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
в тексте-повествовании.
Р/р №20 Составление текста-повествования на
предложенную тему.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
Диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками. Имя прилагательное как
часть речи: значение и употребление в речи.
Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Имя прилагательное как часть речи: значение и
употребление в речи. Связь имени
прилагательного с именем существительным.
Употребление в речи имен прилагательных.
Синтаксическая функция имени
прилагательного в предложении. Проверочная
работа . Словарный диктант
Работа над ошибками. Изменение имен
прилагательных по числам
Зависимость формы числа имени
прилагательного от формы числа имени
существительного.
Понятие о тексте-описании. Роль имен
прилагательных в тексте-описании.
Р/р № 21. Составление текста-описания на
основе личных наблюдений (описание
домашнего животного либо комнатного
растения).
Проверочная работа по теме «Имя
прилагательное».
Работа над ошибками. Местоимение (личное)
как часть речи.
Значение и употребление в речи местоимения. .
Р/р № 22. Редактирование текста с
повторяющимися именами существительными.
Структура текста-рассуждения.
Р/р №23 Работа с текстом.
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Работа над ошибками. Роль предлогов в речи.
Правописание предлогов с именами
существительными.
Р/р № 24. Редактирование текста;
восстановление деформированного
повествовательного текста.
Проверочная работа по теме «Предлоги»
Проект «В словари - за частями речи»
Работа над ошибками. Проверочная работа.
Списывание.
19
128.
129. \
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Итоговая контрольная работа за год.
Диктант с грамматическим заданием
Повторение (8 часов)
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте. Текст. Типы текстов.
Повторение. Предложение. Члены
предложения
Повторение. Слово и его лексическое значение.
Однокоренные слова.
Повторение. Части речи. Имя существительное.
Повторение. Части речи. Имя прилагательное.
Повторение. Части речи . Глагол .
Повторение. Части речи. Местоимение
Итоговый урок за год.
20
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Русский язык класс 2
ФИО учителя Завора Анна Викторовна
21
Четверть
(полугодие)
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
Причина
проведени корректировки
я по плану
Корректирующие
Дата
проведени
мероприятия
я по факту
22