2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательной школы
разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утвержденной приказом директора №262 от 31.08.2017 (с изменениями);
авторской программой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» / Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / М.: «Просвещение», 2014.
Используемый учебник:
Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина,
В.Г. Горецкий – 10-е изд. перераб. – М. : Просвещение 2019. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа
России). ISBN 978-5-09-070632-2.
Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина,
В.Г. Горецкий – 10-е изд. перераб. – М. : Просвещение 2019. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа
России). ISBN 978-5-09-070633-9.
Целями изучения предмета в 4 классе являются:
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует
познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо
решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и текстыповествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа для 4 класса обеспечивает достижение определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных
результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности и принятие образца «хорошего ученика»;принятие и освоение социальной роли
3
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних);
- формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного
интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности
общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя
носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и
сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса
«Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию
собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с
учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в
сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в
памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия
как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
4
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,
использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками
различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и
коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор
наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать
модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста
художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые
особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с
небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое
сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные
связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой
задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и
нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения
мысли и др.);
5
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих
предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание
значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса);
использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной
языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к
качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме
материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными
сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,
предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и
пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять
правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и
предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ;
6
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение);
- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать
порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового
восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст;
соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по
заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке,
творческому воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,
записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать
элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом
при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную
тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных
текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и
антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные
твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные
— непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
7
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения
слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к
учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно
определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах
изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звукобуквенного
разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования
в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря,
Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы,
устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также
эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения
словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с
омонимичными корнями, синонимов);
8
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс,
(постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания
изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить
соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с
помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и
приставок;
- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и
суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении
частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных
признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число,
падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном
числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении
личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки
глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и
будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь
представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении
личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные
9
местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные
местоимения;
- распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании
падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте
слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по
наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его
начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы,
предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по
интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
10
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
- раздельное написание слов;
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- и парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание
частицы нес глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного
числа (читаешь, пишешь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах -ек, -ик;
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
11
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей
орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (6ч).
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание,
рассуждение, смешанный текст).
Практическая часть:
Р/р № 1 Обучающее изложение.
Контрольные работы:
Входная диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием
Предложение ( 6ч).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с
обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными
членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с
однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки
препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с
однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Практическая часть:
Р/р №2 (обучающее). Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Проекты: Наши проекты.
Контрольные работы:
Диктант № 1 по теме «Предложение» с грамматическим заданием.
Слово в языке и речи (16 ч. ).
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы,
12
антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания
слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с
суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,
издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и
словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость,
маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном
материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и
мягкого (ь) знака, удвоенных согласных в словах. Совершенствование звуко-буквенного анализа с
привлечением слов более сложного слого - звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга,
съел.
Практическая часть:
Р/р № 3 Обучающее изложение.
Контрольные работы:
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи».
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
Имя существительное (25ч.).
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го
склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в
распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных
(общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен
существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в
употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл
из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за
товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений
образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры,
учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Практическая часть:
Р/р №4 (обучающее) Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Р/р № 5 Обучающее изложение.
Контрольные работы:
Контрольное списывание №1.
Словарный диктант №1.
Диктант №3 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.
Итоговая контрольная работа за 2 четверть.
13
Контрольное изложение.
Имя прилагательное (23ч.).
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому
значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в
правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных
окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном
числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Практическая часть:
Р/р № 6 (обучающее) Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова
«Мика Морозов».
Р/р № 7 (обучающее) Выборочное изложение описательного характера.
Р/р № 8 (обучающее) Сочинение –отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости».
Контрольные работы:
Диктант № 4 по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.
Местоимение (5ч.).
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка
правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у
него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование
местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Контрольные работы:
Контрольное сочинение.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
Глагол (14 ч.).
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому
значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в
единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных
форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление).
Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам,
распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го
лица единственного числа после шипящих.
14
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание
безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание
возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что
делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных
глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть
— видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,
глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена
существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца,
беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Практическая часть:
Р/р № 9 (обучающее) Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Р/р № 10 (обучающее) Составление рассказа по серии картинок.
Р/р № 11 (обучающее) Изложение повествовательного текста по вопросам.
Контрольные работы:
Контрольное списывание №2.
Словарный диктант №2.
Итоговая контрольная работа за год.
Повторение (7ч.).
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Имя
существительное. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
Практическая часть:
Повторение. Р/р № 12 (обучающее) Изложение повествовательного текста по
цитатному плану.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела
и тем
1
Наименование разделов
и тем
Повторение
Учебные
часы
6
2
Предложение
6
3
Слово в языке и речи
16
4
Имя существительное
25
5
Имя прилагательное
23
Контрольные
работы
Входная
диагностическая
работа - 1
Дикт №1.-1
Дикт. №2-1
Итоговая к.р. за 1
четв.-1
Дикт.№3-1
Сл.дикт.№1-1
Контр.спис№1.-1
Контр.изл.-1
Итоговая к.р. за 2
четв.-1
Дикт.№4 - 1
Практическая
часть
Р/р.-1
Р/р.-1
Проект 1
Р/р.-1
Р/р.-2
Р/р.-3
15
6
Местоимение
5
7
Глагол
14
8
Повторение
Итого:
7
102
Контр.соч.-1
Итоговая к.р. за 3
четв.-1
Слов.дикт.№2-1
Контр.спис.№2-1
Итоговая к.р. за год -1
15
Входная
диагностическая
работа – 1
Диктант-4
Контрольная работа-4
Слов.дикт.-2
Контр.спис.-2
Контр.изл.-1
Контр.соч.-1
Р/р.-3
Р/р.-1
Р/р.-12
Проект -1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
план факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сроки
выполнения
план
факт
Название раздела
(кол-во часов),
темы урока
Повторение (6ч.)
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.
Язык и речь. Текст и его план. Типы
текстов.
Виды предложений по цели высказывания и по
интонации. Диалог. Обращение.
Виды предложений по цели высказывания и по
интонации. Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные
члены предложения.
Р/р № 1 Обучающее изложение.
Словосочетание.
Входная диагностическая работа. Диктант с
грамматическим заданием.
Предложение (6ч.)
Работа над ошибками. Однородные члены
предложения. Связь однородных членов
предложения. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами.
Р/р №2 (обучающее). Сочинение по картине
И.И.Левитана «Золотая осень».
Простые и сложные предложения. Наши проекты.
Сложное предложение и предложение с
однородными членами.
Примечание
16
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Диктант № 1 по теме «Предложение» с
грамматическим заданием.
Работа над ошибками. Повторение и закрепление
знаний.
Слово в языке и речи (16ч.)
Слово и его лексическое значение. Многозначные
слова.
Прямое и переносное значение слов.
Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Синонимы, антонимы, омонимы .
Фразеологизмы.
Состав слова. Распознавание значимых частей
слова.
Правописание гласных и согласных в корнях
слов, удвоенных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов.
Контрольный диктант №2 с грамматическим
заданием по теме «Слово в языке и речи».
Правописание приставок и суффиксов. Работа
над ошибками.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками. Имя числительное. Глагол.
Части речи.
Морфологические признаки частей речи.
Р/р № 3 Обучающее изложение.
Склонение имён существительных и имён
прилагательных.
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Имя существительное (25ч.)
Распознавание именительного, родительного,
винительного падежей неодушевлённых имён
существительных.
Распознавание одушевлённых имён
существительных в родительном и винительном
падежах, в дательном падеже.
Различение имён существительных в
творительном и предложном падежах.
Повторение сведений о падежах и приёмах их
распознавания. Несклоняемые имена
существительные.
Три склонения имён существительных.
Распознавание имён существительных 1-го
склонения.
Р/р №4 (обучающее) Сочинение по картине
А. А. Пластова «Первый снег».
Распознавание имён существительных 2-го
склонения. Распознавание имён существительных
3-го склонения.
Типы склонения. Алгоритм определения
склонения имени существительного.
17
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Р/р № 5 Обучающее изложение.
Падежные окончания имён существительных
1,2,3 – го склонения единственного числа.
Именительный и винительный падежи.
Родительный падеж.
Именительный, родительный и винительный
падежи одушевлённых имён существительных.
Дательный падеж. Контрольное списывание
№1.
Работа над ошибками. Правописание безударных
окончаний имён существительных в
родительном и дательном падежах. Словарный
диктант №1.
Творительный падеж. Предложный падеж.
Диктант №3 по теме «Имя существительное» с
грамматическим заданием.
Работа над ошибками. Правописание окончаний
имён существительных в предложном и
творительном падежах.
Итоговая контрольная работа за 2 четверть.
Работа над ошибками. Правописание окончаний
имён существительных во всех падежах.
Контрольное изложение.
Склонение имён существительных во
множественном числе. Именительный падеж
имён существительных множественного числа.
Родительный падеж имён существительных
множественного числа.
Винительный падеж одушевленных имен
существительных.
Дательный, творительный, предложный падежи
имён существительных множественного числа.
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и
множественном числе.
Имя прилагательное (23ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Род и число
имен прилагательных.
Р/р № 6 (обучающее) Сочинение на тему «Чем
мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика
Морозов».
Склонение имен прилагательных. Склонение
имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Окончание имён прилагательных мужского и
среднего рода в именительном падеже.
Окончание имён прилагательных мужского и
среднего рода в родительном падеже.
Окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в дательном падеже.
18
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Именительный, винительный, родительный
падежи.
Окончание имён прилагательных мужского и
среднего рода в творительном и предложном
падежах.
Р/р № 7 (обучающее) Выборочное изложение
описательного характера.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имён прилагательных женского рода.
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных женского рода.
Родительный, дательный ,творительный и
предложный падежи имён прилагательных
женского рода.
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода.
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Р/р № 8 (обучающее) Сочинение –отзыв по
картине Н. К. Рериха «Заморские гости».
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Диктант № 4 по теме «Имя прилагательное» с
грамматическим заданием.
Работа над ошибками. Повторение.
Местоимение (5ч.)
Местоимения как часть речи. Изменение личных
местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
Правописание предлогов с местоимениями
Изменение личных местоимений 3 –го лица по
падежам.
Контрольное сочинение.
Изменение личных местоимений по падежам.
Обобщение по теме «Местоимение».
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
Глагол. (14ч.)
Работа над ошибками. Роль глаголов в языке.
Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола. Изменение
глаголов по временам.
Р/р № 9 (обучающее) Изложение
повествовательного текста по цитатному плану.
Спряжение глаголов2-е лицо глаголов
19
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
настоящего и будущего времени в единственном
числе.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов будущего времени.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы. Правописание -тся и- ться в
возвратных глаголах.
Р/р № 10 (обучающее) Составление рассказа по
серии картинок.
Правописание глагола в прошедшем времени.
Контрольное списывание №2 Правописание
родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени.
Работа над ошибками. Правописание безударного
суффикса в глаголах прошедшего времени.
Р/р № 11 (обучающее) Изложение
повествовательного текста по вопросам.
Обобщение по теме «Глагол».
Словарный диктант №2.
Итоговая контрольная работа за год.
Повторение (7ч.)
Повторение. Работа над ошибками. Предложение
и словосочетание. Состав слова. Части речи.
Повторение. Простые и сложные предложения.
Повторение. Лексическое значение слова.
Повторение. Р/р № 12 (обучающее) Изложение
повествовательного текста по цитатному плану.
Повторение. Правописание гласных и согласных
в корнях слов.
Повторение. Правописание безударных
окончаний имён существительных в
родительном и дательном падежах.
Повторение. Части речи. Итоговый урок.
20
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Русский язык 4 класс
ФИО учителя: Фролова Надежда Анатольевна
Четверть
(полугодие)
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тема урока
Дата
Причина
Корректирующие
Дата
проведения корректировки
мероприятия
проведен
по плану
ия по
факту
21