2
.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературному чтению» для учащихся 2 класса разработана в
соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программой Климановой Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций. / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2014;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями).
Используемый учебник:
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с аудиоприл. на
электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.]. - 7-е изд.М.: Просвещение, 2016.-223с.: ил.- (Школа России).-ISBN 978-5-09-037614-3.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с аудиоприл. на
электрон. носителе. В 2ч. Ч.2/ [Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.]. - 7-е изд.М.: Просвещение, 2016.-223с.: ил.- (Школа России).-ISBN 978-5-09-037613-6.
Целями изучения предмета во 2 классе являются:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами тестов, развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтение художественных произведений; формирование эстетического отношения
к слову и умение понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважение к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Основными задачами предмета во 2 классе являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное
мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
3
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно- познавательным.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа для 2 класса обеспечивает достижение определённых личностных, предметных
и метапредметных результатов.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные
ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
п
р.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать
позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе
выполнения учебных задач.
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
4
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «—», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную
и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего
смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.)
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,
схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
5
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать
значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении
проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся
- вступать в общение в параллельной группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих
конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.),
высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей) по
теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
6
высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным
критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях
на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и
газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений.
- использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников,
иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
Предметные результаты
В результате второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик
научится:
- различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение
нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе)
и факты традиций, быта, культуры разных народов;
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить
от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
- воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать
свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений;
участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством
взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно,
выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный,
номинативный);
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев
одного произведения по заданным критериям;
- находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
7
собственном высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей;
- составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного
или прослушанного произведения);
- применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности:
выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с
изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных
произведений по аналогии с прочитанными;
- ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление,
аннотацию, предисловие, иллюстрации);
- выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться
систематическим каталогом;
- рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);
- под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение,
чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге
художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с
его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить
примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение
к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и
впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты
разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной
мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
8
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат
книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в
диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное
отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии
с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или
художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературе
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательство этому в тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки,
небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения,
сказки.
Нравственно-этические
понятия,
раскрытые
в
литературно-художественных
произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного
творчества. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов).
Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление
вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления в
устном высказывании). Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее
слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста:
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление
его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее,
9
выборочное, просмотровое. Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации,
имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение
художественных и научно-познавательных произведений. Работа с учебными, познавательными
текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и выборочный
пересказ учебного и познавательного текста. Работа с текстом художественного произведения.
Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей,
диалог. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей
и справочной литературы. Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста
для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя. Главная мысль,
отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под руководством учителя); ответ на
вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика
героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, вопросы на установление
взаимосвязей. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм;
вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой
на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос,
рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением
последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура
речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): средства
художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Звуковая и смысловая стороны
слова. Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам
прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью
вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям,
инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ (от
лица героя). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Практическое освоение
литературных понятий: художественное произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его
портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее
представление о композиционных особенностях построения волшебной сказки. Прозаическая и
стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете(3ч.)
Знакомство с учебником. Библиотека. Книги. Р. Сеф «Читателю»
Практическая часть:
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Устное народное творчество (12ч.)
Устное народное творчество. Русские народные песни.
Потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки.
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет...». Сказки « Петушок и бобовое зернышко», «У страха
глаза велики», « Лиса и тетерев», «Лиса и журавель», «Каша из топора». Обобщающий урок по
разделу «Устное народное творчество».
Контрольные работы:
Техника чтения(входная).
Люблю природу русскую. Осень (6ч.)
Нравится ли вам осень? Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной.». К.Бальмонт «Поспевает
брусника», А. Плещеев «Осень наступила.», А. Фет « Ласточки пропали.». Осенние листья - тема
для поэтов. В.Берестов «Хитрые грибы». Обобщающий урок по разделу «Люблю природу
русскую. Осень».
Практическая часть:
Наизусть -1
10
Русские писатели (10 ч.)
А Пушкин «У лукоморья дуб зеленый.». Стихи А. Пушкина.. А. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», « Стрекоза и муравей». Л. Толстой « Старый дед и
внучек», «Котенок», « Правда всего дороже». Обобщающий урок по разделу «Русские писатели».
Практическая часть:
Наизусть - 2
О братьях наших меньших (18ч.)
Веселые стихи о животных. Н Сладков, А Шибаев, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Берестов.
М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый
утенок». Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших».
Практическая часть:
Наизусть-1
Из детских журналов ( 7ч.)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Веселые чижи», «Что это было?», «Очень-очень вкусный
пирог» . Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя». Обобщающий урок по разделу
«Из детских журналов».
Практическая часть:
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (7ч.)
Стихи о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою.»
С. Есенин «Поет зима - аукает.»*, «Береза» С. Михалков «Новогодняя быль» А. Барто. «
Дело было в январе» Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Зима.»
Практическая часть:
Наизусть - 1
Контрольные работы:
Техника чтения
Писатели - детям (13ч.)
К. Чуковский «Путаница», «Радость». К. Чуковский «Федорино горе». С. Маршак «Кот и
лодыри». С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», « Мой щенок» А. Барто «Веревочка», «Мы не
заметили жука.», «В школу», «Вовка - добрая душа». Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»
Обобщающий урок по разделу «Писатели-детям».
Практическая часть:
Наизусть - 1
Я и мои друзья (7ч.)
Стихи о дружбе и друзьях. В Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Н. Булгаков «Анна, не
грусти!» Ю.Ермолаева «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее» Обобщающий
урок по разделу «Я и мои друзья».
Практическая часть:
Наизусть-1
Люблю природу русскую. Весна (7ч.)
Стихи Ф. Тютчева о весне. Стихи А. Плещеева о весне. А. Блок «На лугу». С. Маршак
«Снег теперь уже не тот...». Женский день. И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю» Е.
Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел.». С. Васильев «Белая
береза». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна».
Практическая часть:
Проект «Создание газеты: 9 мая - день Победы»
Наизусть - 3
И в шутку и всерьез (9 ч.)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». Б. Заходер Песенки Винни-Пуха.
Э.Успенский «Чебурашка». Стихи Э. Успенского. Стихи В. Берестова. Стихи И. Токмаковой.
Г. Остер «Будем знакомы»В. Драгунский «Тайное становится явным». Обобщающий урок
по разделу «И в шутку и всерьез».
11
Практическая часть:
Наизусть - 1
Литература зарубежных стран (12ч.)
Фольклор народов зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Красная
шапочка»
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Обобщающий урок по
разделу «Литература зарубежных стран».
Практическая часть:
Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник»
Контрольные работы:
Техника чтения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела Наименование разделов и
Контрольные
Практическая
Учебные часы
тем
работы
часть
и тем
Вводный урок по курсу
1.
1
литературного чтения
Самое великое чудо на свете.
2
3
Техника чтения
Проект-1
Устное народное творчество.
3
12
(входная) - 1
Люблю природу русскую.
Наизусть - 1
4
6
Осень
Русские писатели.
Наизусть - 2
5
10
Наизусть-1
6
О братьях наших меньших.
8
Проект - 1
7
Из детских журналов.
7
Техника чтения - 1 Наизусть - 1
Люблю природу русскую.
8
7
Зима.
Наизусть - 1
9
Писатели детям.
13
Наизусть-1
10
Я и мои друзья.
7
Наизусть - 3
Люблю природу русскую.
11
7
Проект - 1
Весна.
Наизусть - 1
12
И в шутку и всерьез.
9
Техника чтения - 1 Проект-1
Литература зарубежных
13
12
стран.
Проект - 4
Итого
102
3
Наизусть - 10
12
№ п/п
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
факт
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Примечани
выполнения
Название раздела (кол-во часов), темы урока
я
план
факт
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете(3ч.)
Игра «Крестики-нолики»
Самое великое чудо на свете.
Библиотека. Книги. Р. Сеф «Читателю».Проект
«О чем может рассказать школьная
библиотека»
Устное народное творчество (12ч.)
Устное народное творчество
Русские народные песни. Потешки и
прибаутки.Техника чтения (входная)
Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки,
пословицы, поговорки.
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет...»
Сказка « Петушок и бобовое зернышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка « Лиса и тетерев».
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Каша из топора».
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди»
Викторина по сказкам
Люблю природу русскую. Осень (6ч.)
Люблю природу русскую. Осень. Ф.Тютчев
наизусть
«Есть в осени первоначальной. ». Наизусть
К.Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев
«Осень наступила. »
А. Фет « Ласточки пропали. »
Осенние листья - тема для поэтов В.Берестов
«Хитрые грибы».
М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня
так светло кругом»
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу
русскую. Осень».
Русские писатели (10 ч.)
А Пушкин «У лукоморья дуб зеленый. » Стихи наизусть
А. Пушкина.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие
сказки
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
(продолжение).
Обобщение по теме сказки А.С.Пушкина
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
наизусть
И. Крылов « Стрекоза и муравей»
13
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Л. Толстой« Старый дед и внучек», «Филипок»
Л. Толстой «Котенок», « Правда всего дороже».
Веселые стихи
Обобщающий урок по разделу «Русские
писатели».
О братьях наших меньших (8ч.)
О братьях наших меньших
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И.
наизусть
Пивоварова «Жила-была собака», В. Берестов
«Кошкин щенок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Б. Житков «Храбрый утенок»
В.Бианки «Музыкант»
В.Бианки «Сова»
Обобщающий урок по разделу «О братьях наших
меньших».
Из детских журналов (7ч.)
Из детских журналов
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..»
Д. Хармс, С.Маршак «Веселые чижи»
Д. Хармс «Что это было?»
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный
пирог», Ю. Владимиров «Чудаки».
А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
Обобщающий урок по разделу «Из детских
журналов». Проект «Мой любимый детский
журнал»
Люблю природу русскую. Зима (7ч.)
Люблю природу русскую. Зима
Стихи о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт, Я.
Аким.
Техника чтения.
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...», С. Есенин
наизусть
«Поет зима - аукает. », «Береза»
Сказка «Два Мороза»
С. Михалков «Новогодняя быль»,А. Барто. «
Дело было в январе»
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу
русскую. Зима».
Игра «Поле чудес»
Писатели - детям (13ч)
Писатели - детям
К. Чуковский «Путаница», «Радость»
К. Чуковский «Федорино горе»
С. Маршак «Кот и лодыри»
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
С. Михалков « Мой щенок»
А. Барто «Веревочка»
наизусть
А. Барто «Мы не заметили жука. », «В школу»
14
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Н.Носов «Затейники»
Н. Носов «Живая шляпа»
Н. Носов «На горке»
Обобщающий урок по разделу «Писателидетям».
Я и мои друзья (7ч.)
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и друзьях. В
Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаева «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Хорошее»
В. Осеева «Почему?»
Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Люблю природу русскую. Весна (7ч.)
Люблю природу русскую. Весна
Стихи Ф. Тютчева о весне.
Стихи А. Плещеева о весне.
А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже
не тот...»
И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э.
Мошковская «Я маму мою обидел.»
С. Васильев «Белая береза». Проект «Создание
газеты: 9 мая - День Победы»
И в шутку и всерьез (9ч.)
И в шутку и всерьез
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей
всего?», Песенки Винни-Пуха
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я
девчонкой»
Стихи Э. Успенского,
Стихи В. Берестова
Стихи И. Токмаковой
Г. Остер «Будем знакомы»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Обобщающий урок по разделу «И в шутку и
всерьез».
Литература зарубежных стран ( 12ч. )
Литература зарубежных стран. Проект
«Подготовка выставки книг «Мой любимый
писатель-сказочник»
Американская и английские народные песенки
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы,
знают дети»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Красная шапочка».
Техника чтения
наизусть
наизусть
наизусть
наизусть
15
97
98
99
100
101
102
Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине»
Э.Хогарт «Мафин и паук»
Э.Хогарт «Мафин и паук»
Обобщающий урок по разделу «Литература
зарубежных стран».
КВН «Цветик-семицветик»
Итоговый урок
16
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Литературное чтение класс 2
ФИО учителя Завора Анна Викторовна
Корректирующие
Четверть
Тема урока
Дата
Причина
Дата
мероприятия
(полугодие)
проведения корректировки
проведения
по плану
по факту
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
17