РП ОРКСЭ

1

2

Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
 основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утвержденной приказом директора №262 от 31.08.2017 (с изменениями);
 авторской программы Данилюк А.Я. «основы религиозных культур и светской этики (
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.:
Просвещение, 2012.)
Используемый учебник:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых О-75 религиозных
культур. 4 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / [ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С.
Токарева и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-042823-1.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1.
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4.
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного
мира и согласия.
Содержание комплексного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, существенной характеристикой которого являются требования обеспечивающие
готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной
самореализации и социализации в будущем.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами
изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг
друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм,
нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

3

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие
поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки.
- Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других
народов.
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека
за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;

4

–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами
–
изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия
(УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
–
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
–
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
–
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
–
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
–
Использовать
при выполнения задания различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
–
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и
работу других учащихся.
–
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
–
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по
изучению незнакомого материала.
–
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
–
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
–
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст,
–
таблица, схема, рисунок и др.).
–
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления;
–
определять причины явлений и событий.
–
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
–
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
–
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
–
Составлять сложный план текста.
–
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
–
Коммуникативные УУД:
–
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
–
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
–
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки
зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

5

–
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
–
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
–
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных позиций.
–
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного
диалога
–
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в
малых группах.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
–
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
–
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

6

–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
–
задавать вопросы;

7

–
контролировать действия партнёра;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
–
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
–
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
–
определять тему и главную мысль текста;
–
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
–
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
–
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
–
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление
по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
–
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
–
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
–
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
–
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
–
работать с несколькими источниками информации;
–
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

8

Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
–
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах
(создание простейших роботов);
–
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и
повторения;
–
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
–
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы, включая навыки робототехнического проектирования
–
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметными результатами
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
–
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
–
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций.
–
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций
и отвечать за него.
–
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных
моделях жизненных ситуаций.
Содержание учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни (3 часа)
Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока –
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы религиозных культур (14 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние
религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство.
Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед.
Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

9

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они
назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три
корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий
завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские
священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская
община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях
мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в
Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного
храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях.
Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.
Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (14 часов)
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси.
Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб).
Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван
Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы).
Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории
России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях
мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении
человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения.
Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная
традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы
в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и
буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники
христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники
буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение
традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность»,
«труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
в различных религиях.
Итоговые творческие уроки (3 ч)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в
рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также
проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих
проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В
ходе подготовки проекта

10

учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще
раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все
учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей,
узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
В программу включены темы курса «Духовное краеведение»
- особенности духовных традиций Хабаровского края;
- Храмы Хабаровского края;
- Духовные темы культуры и искусства;
- Святые подвижники России;
- Этические нормы духовности;
- Монастыри России;
- Святые заступники Руси;
- Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
Обучающийся должен знать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие,
православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой;
добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность узнать:
- особенности и традиции религии;
- описание основных священных книг, праздников, святынь.
- описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ
православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком
объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий
деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями,
предпочитает и преимущественно проводит).
Формы контроля.
Программа предусматривает многоуровневую систему контроля знаний:
- Самоконтроль – при введении нового материала;
- Взаимоконтроль – в процессе закрепления нового материала;
- Текущий контроль – в виде устного опроса и самостоятельных работ;
- Рубежный контроль – при проведении проверочных работ;
- Итоговый контроль – комплексная тестовая работа.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному модулю
«Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
- Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте
определение...”, “Что означает...?”.
- Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого
слова или части предложения.
- Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
- Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует
провести сравнение.

11

- Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких
предложенных вариантов.
Итоговые работы обучающихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой
обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний
учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в
учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не
менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Защита реферата
проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим
устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой
оценки.
Тематическое планирование
№
раздела
и тем

Наименование
разделов и тем

Учебные
часы

Введение.
Духовные
ценности и нравственные
идеалы в жизни
Основы
религиозных
культур и светской этики.

1

2

Духовные
традиции
многонационального
народа России
Итоговые творческие уроки

3
4

Итог:

Контрольные
работы

Практическая
часть

3ч
14 ч
14 ч
3ч
34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
план

1
2
3

4
5
6

факт

Сроки
выполнения
план

факт

Название раздела
(кол-во часов),
темы урока

Примечание

Блок 1. Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (3 часа)
Россия – наша Родина.
Культура и религия
Культура и религия
Блок 2. Основы мировых религиозных культур (14 часов)
Возникновение религий. Древнейшие верования
Возникновение религий. Религии мира и их
основатели
Священные книги религий мира. Веды, Авеста,
Трипитака

12

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

Священные книги религий мира. Тора, Библия,
Коран
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и
воздаяния.
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и
воздаяния.
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы ученика
Презентация творческих работ
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России
История религий в России
История религий в России
Религиозные ритуалы
Обычаи и обряды
Паломничества и святыни.
Праздники и календари
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Семья.
Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального народа России
Подготовка творческих проектов.
Итоговые творческие уроки ( 3 ч)
Подготовка творческих проектов.
Подготовка творческих проектов.
Подготовка творческих проектов.

13

Лист корректировки рабочей программы
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс
ФИО учителя: Фролова Надежда Анатольевна
Четверть
(полугодие)

1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
проведени
я по плану

Причина
корректиров
ки

Корректиру
ющие
мероприяти
я

Дата
проведен
ия по
факту

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».