2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся 2 класса
разработана в соответствии с:
- - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программой Е.А. Лутцевой Технология. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями).
Учебник:
Технология. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2-е
изд. -М.: Просвещение, 2014 г.-143 с.:ил.- (Школа России).- ISBN 978-5-09-031937-9.
Цель изучения предмета «Технология» во 2 классе - развитие социально значимых
личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность,
инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального
опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования
элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Основные задачи изучения предмета:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе
организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических
задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и
развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа для 2 класса обеспечивает достижение определённых личностных, предметных
и метапредметных результатов.
Личностные результаты
Учащийся научится :
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой
деятельности мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
3
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных
профессий
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащийся научится :
- формулировать цель деятельности на уроке;
- выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий,
образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального
решения проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из
числа освоенных;
Учащийся получит возможность научиться:
- работать по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые
средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять
контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и
творчество мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с
выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий,
называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов,
дополнительный познавательный материал);
Учащийся получит возможность научиться:
- называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности
объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа
освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится с помощью учителя:
- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек
Предметные результаты УУД:
Учащийся научится:
-владеть технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники
безопасности;
-использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных
задач.
Учащийся получит возможность научиться:
-первоначальным представлениям о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
4
-Усваивать первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека.
-приобретать знания о правилах создания предметной и информационной среды и умений
применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
- элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
- гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во
время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира
в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в
предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое
мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические,
конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической
деятельности.
Учащийся будет знать:
- обобщённые названия технологических операций: раз- метка, получение деталей из
заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные
материалы;
- основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и
приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник,
циркуль).
Учащийся будет уметь:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на
простейший чертёж (эскиз);
- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на
образец и инструкционную карту.
Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
- назначении персонального компьютера.
Содержание учебного предмета
Изображение на плоскости. Реальность и фантазия. Выражение в произведении искусства
чувств художника, его понимания и отношения к тому, что он изображает. Изображение
5
живописными и графическими материалами. Выразительные возможности художественных
материалов (свойства и характер материалов). Выражение впечатлений, результатов наблюдений и
эмоций в изображениях: в пропорциях, очертаниях, общем пространственном расположении
объектов, в цвете. Красота цвета, линии, формы. Основные и составные цвета. Смешение красок.
Роль и выразительность черной и белой красок в изображении. Теплые и холодные цвета. Ритм и
характер линий. Ритм пятен. Пропорции - выразительное средство в искусстве. Составление
композиции, передача смысловой связи между объектами. Изображение предметов, событий,
явлений окружающего мира на основе наблюдений, по представлению или по воображению.
Создание живописного и графического образа. Изображение в объеме. Отличие изображения на
плоскости от изображения в объеме. Рассматривание произведений скульптуры с разных сторон
(круговой обзор). Особенности приемов работы с пластилином, глиной: вдавливание,
вытягивание, защипление и др. Художественно-выразительные средства скульптуры - объем и
пластика. Выражение скульптором в своих произведениях собственного отношения к миру.
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером. Декоративная работа, художественное
конструирование. Преобразование художником природных форм для создания декоративного
образа. Характер и образ в украшении, отражение мира в орнаменте (через восприятие
произведений искусства и практическую художественно-творческую деятельность).
Использование в декоративной работе линии, цвета, ритма, формы и др. Предметы народного
быта и произведения декоративно-прикладного искусства. Художественное конструирование:
работа с бумагой (сгибание, скручивание, склеивание и др.). Конструирование простых объемных
форм. Особенности создания аппликации. Выразительные возможности аппликации.
Художественная выразительность в практической декоративной работе и конструировании.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Восприятие красоты и
неповторимости природы в различных состояниях. Произведения живописи, графики,
скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и т. д.: обсуждение особенностей
средств образной выразительности (цвет, линии, ритм, пропорции, формы и др.). Художественный
образ. Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве. Выражение в
произведениях искусства чувств художника, его отношения к тому, что он изображает.
Восприятие детской изобразительной деятельности, суждение и оценка собственных творческих
работ, работ одноклассников. Выставка детских работ
Художественная мастерская (10ч)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова роль цвета в
композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом
фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как?
Как плоское превратить в объёмное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Практическая часть: Изготовление изделий в технике оригами. Изготовление композиции
из семян растений. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями
материалов. Изготовление композиций разных видов. Изготовление рельефных композиций из
белой бумаги. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. Упражнение по
выполнению биговки. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике. Изготовление
изделий с разметкой по половине шаблона. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые
сгибы, с разметкой по половине шаблона.
Наши проекты. Африканская саванна.
Чертежная мастерская (7 ч)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что
такое чертёж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг?
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Практическая часть: Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.
Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Изготовление изделий с основой
прямоугольной формы по их чертежам. Изготовление изделий с плетеными деталями.
Изготовление изделий с помощью угольника по их чертежам. Изготовление изделий с круглыми
6
деталями, размеченными с помощью циркуля. Изготовление изделий из кругов и частей кругов.
Конструкторская мастерская (9ч)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?
Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно
ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли
вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек. Что
интересного в работе архитектора? Наши проекты. «Создадим свой город». Проверим себя.
Практическая часть: Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу
качения детали. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.
Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки - «дергунчик».
Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). Изготовление модели самолета.
Изготовление изделия на военную тематику. Изготовление моделей машин по их разверткам.
Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику.
Изготовление макета родного города или города мечты.
Наши проекты.
Изготовление макета родного города или города мечты
Рукодельная мастерская (8ч)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки? Как они используются? Что такое натуральные
ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань
превращается в изделие? Лекало. Проверим себя. Что узнали, чему научились.
Практическая часть: Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков,
синтепона). Изготовление изделий, частью которых является помпон. Изготовление изделий,
требующих наклеивания ткани на картонную основу. Изготовление изделий с вышивкой крестом.
Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединенных изученными ручными строчками.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные Практическая
часы
работы
часть
№
раздела и
тем
1
Художественная мастерская
2
Чертежная мастерская
3
Конструкторская мастерская
4
Рукодельная мастерская
ИТОГО
10
7
9
8
34
Проект - 1
Проект - 1
Проект - 2
7
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
9
10
Сроки
выполнения
факт план
факт
Название раздела (кол-во часов), темы
урока
Примечание
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь?
Зачем художнику знать о цвете, форме и
размере?
Какова роль цвета в композиции?
Какие бывают цветочные композиции?
Как увидеть белое изображение на белом
фоне?
Что такое симметрия? Как получить
симметричные детали?
Можно ли сгибать картон? Как?
Наши проекты. Африканская саванна.
Как плоское превратить в объёмное?
Как согнуть картон по кривой линии?
Проверим себя.
Чертежная мастерская (7 часов)
11
Что такое
способы?
12
13
14
Что такое линейка и что она умеет?
Что такое чертёж и как его прочитать?
Как
изготовить
несколько
одинаковых
прямоугольников?
Можно ли разметить прямоугольник по
угольнику?
Можно ли без шаблона разметить круг?
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Проверим себя.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
технологические
операции
и
Конструкторская мастерская (9 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек?
Как из неподвижной игрушки сделать
подвижную?
Ещё один способ сделать игрушку подвижной.
Что заставляет вращаться винт-пропеллер?
Можно
ли
соединить
детали
без
соединительных материалов?
День защитника Отечества. Изменяется ли
вооружение в армии?
8
24
25
26
Как машины помогают человеку?
Поздравляем женщин и девочек.
Что интересного в работе архитектора? Наши
проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (8 часов)
27
28
Какие бывают ткани?
30
Какие бывают нитки? Как они используются?
Что такое натуральные ткани? Каковы их
свойства?
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
31
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
32.
33.
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
Проверим себя.
Что узнали, чему научились. Проверка знаний
и умений за 2 класс.
29
34.
9
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Технология класс 2
ФИО учителя Завора Анна Викторовна.
Четверть
Тема урока
Дата
Причина
Корректирующ
проведения корректировки ие мероприятия
(полугодие)
Дата
по плану
проведен ия
по факту
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
10