РП Родной русский язык 4 класс

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для учащихся 4 класса
разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программы Александровой О.М., Кузнецовой М.И., Петленко В.Ю., Романовой
В.Ю., Рябининой Л.В., Соколовой О.В. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О.
М. Александровой. - М. : Просвещение, 2020. - 96 с. - ISBN 978-5-09-073731-9.
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями)
Используемый учебник:
Русский родной язык. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.
Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с. : ил. – ISBN 978-5-09-070012-2.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

3

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты
- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологически
высказывания, письменные тексты) с учетом особенности разных видов речи и ситуаций
общения;
- умение ориентироваться в целях, задачах средствах и условиях общения;
- умение более точно выражать собственное мнение и позицию;
- умение строить логическую цепь рассуждений;
- умение задавать вопросы;
- умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и
тетради;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной
деятельности;
- проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты
• при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами
людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

4

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
• при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
• при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить
объяснения заголовка текста
.Обучающийся научится:
- осознавать русский родной язык как развивающееся явление, его роль в постижении
культуры своего народа, национальное своеобразие, богатства, выразительность;

5

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы
и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимать традиционные русские сказочные образы, значения эпитетов и сравнений и
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
- понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их
употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного);
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
- употреблять грамматические формы имен существительных;
- употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
- соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста;
- использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования;
- использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
· - нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использовать учебные словари для уточнения состава слова; использовать учебные
этимологические словари для уточнения происхождения слова;
- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- читать и анализировать смысл фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),
определять языковые особенности текстов;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами;

6

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план
текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами
работы с примечаниями к тексту;
- перерабатывать прослушанный или прочитанный текст: пересказывать с изменением
лица;
- уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и
др.), владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
- создавать тексты-повествования (например, заметки о посещении музеев, о путешествии
по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
- создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщения в
письменной форме и представлять его в устной форме;
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный текст;
· соблюдать основные нормы русского речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических
оборотов, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
- создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках

7

Содержание учебного предмета
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся
семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова
в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и
современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических
конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Повторение – 4 ч.

8

Тематическое планирование
№ раздела
и тем
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Повторение
Итого:

Учебные
часы
14

Контрольные Практическая
работы
часть
Диктант №1

6
12
2
34

Диктант №2

Проект
Проект

2

2

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

факт

Дата
проведения
план
факт

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Красна сказка складом, а песня – ладом.
Красна сказка складом, а песня – ладом.
Красна сказка складом, а песня – ладом.
Контрольная работа за 1 четверть.
Красное словцо не ложь.
Красное словцо не ложь.
Язык языку весть подаёт.
Обобщение знаний по теме «Русский язык:
прошлое и настоящее».
Язык в действии
Трудно ли образовывать формы глагола?
Трудно ли образовывать формы глагола?
Контрольная работа за 2 четверть
Можно ли об одном и том же сказать поразному?
Можно ли об одном и том же сказать поразному?
Как и когда появились знаки препинания?
Секреты речи и текста
Задаём вопросы в диалоге.
Учимся передавать в заголовке тему или
основную мысль текста.
Учимся передавать в заголовке тему или
основную мысль текста.
Учимся составлять план текста.
Контрольная работа за 3 четверть.
Учимся составлять план текста.
Учимся пересказывать текст.

Примечание

9

26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Учимся пересказывать текст.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Обобщающий урок по теме «Секреты речи и
текста»
Повторение
Контрольная работа за год
Повторение. Мини-сочинение «Зачем надо
учить родной язык?»
Обобщающий урок. Игра «Путешествие по
галактике «Родной язык».
Итоговый урок.

10

Лист корректировки рабочей программы
Предмет Русский (родной) класс 4
ФИО учителя Фролова Надежда Анатольевна
Четве
рть
(полугодие)
1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
Дата
Корректи
Причина
проведен
проведения
рующ ие
корректировки
ия по
по плану
мероприятия
факту

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».