РП Русский родной язык 2 класс

2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для учащихся 2 класса
разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программой Александровой О.М., Кузнецовой М.И., Петленко В.Ю.,
Романовой В.Ю., Рябининой Л.В., Соколовой О.В. Русский родной язык. Примерные рабочие
программы. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и
др.] под ред. О. М. Александровой. - М. : Просвещение, 2020. - 96 с. - ISBN 978-5-09-073731-9.
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями)
Используемый учебник:
Русский родной язык. 2 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.
Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с. : ил. – ISBN 978-5-09-070012-2.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

3
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты
- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологически
высказывания, письменные тексты) с учетом особенности разных видов речи и ситуаций
общения;
- умение ориентироваться в целях, задачах средствах и условиях общения;
- умение более точно выражать собственное мнение и позицию;
- умение строить логическую цепь рассуждений;
- умение задавать вопросы;
- умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и
тетради;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной
деятельности;
- проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:

4
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать
смыслоразличительную роль ударения;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- пользоваться
учебными
толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Обучающийся научится:
- осознавать русский родной язык как развивающееся явление, его роль в постижении
культуры своего народа, национальное своеобразие, богатства, выразительность;
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы
и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимать традиционные русские сказочные образы, значения эпитетов и сравнений и
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
- понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их
употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного);
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
- употреблять грамматические формы имен существительных;
- употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

5
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
- соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста;
- использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования;
- использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
· - нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использовать учебные словари для уточнения состава слова; использовать учебные
этимологические словари для уточнения происхождения слова;
- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- читать и анализировать смысл фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),
определять языковые особенности текстов;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план
текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами
работы с примечаниями к тексту;
- перерабатывать прослушанный или прочитанный текст: пересказывать с изменением
лица;
- уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и
др.), владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
- создавать тексты-повествования (например, заметки о посещении музеев, о путешествии
по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
- создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщения в
письменной форме и представлять его в устной форме;
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный текст;
· соблюдать основные нормы русского речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;

6
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических
оборотов, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
- создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проверочная работа. Представление результатов выполнения проектных заданий:
«Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так
называется?»Раздел 2. Язык в действии (11 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова
с необычным произношением и ударением»
Раздел 3. Секреты речи и текста (10 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как
правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

7
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского
родного языка в этом году»
Тематическое планирование
Учебные Контрольные
Практическая
№
Наименование разделов и тем
часть
работы
часы
раздела
и тем
1
13
1
Русский язык: прошлое и настоящее
2
Язык в действии
11
1
3
Секреты речи и текста
1
10
Итого
1
2
34
Календарно-тематическое планирование
Сроки
Название раздела (количество часов),
выполнения
Примечание
темы урока
план факт план
факт
Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
1.
По одёжке встречают...
2.
Ржаной хлебушко калачу дедушка
3.
Ржаной хлебушко калачу дедушка
4.
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
5.
Каша - кормилица наша
6.
Каша - кормилица наша
7.
Любишь кататься, люби и саночки возить
8.
Делу время, потехе час
9.
Делу время, потехе час
10.
В решете воду не удержишь
11.
Самовар кипит, уходить не велит
12.
Самовар кипит, уходить не велит
13.
Проверочная работа. Представление результатов
выполнения проектных заданий: «Секреты семейной
кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в
России», «Почему это так
называется?»
Язык в действии (11 часов)
14.
Помогает ли ударение различать слова?
15.
Для чего нужны синонимы?
16.
Для чего нужны синонимы?
17.
Для чего нужны антонимы?
18.
Для чего нужны антонимы?
19.
Как появились пословицы и фразеологизмы?
20.
Как можно объяснить значение слова?
21.
Как можно объяснить значение слова?
№ п/п

8
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Встречается ли в сказках и стихах необычное
ударение?
Встречается ли в сказках и стихах необычное
ударение?
Практическая работа «Учимся читать фрагменты
стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
произношением
и ударением»
Секреты речи и текста (10 часов)
Учимся вести диалог
Учимся вести диалог
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Устанавливаем связь предложений в тексте
Устанавливаем связь предложений в тексте
Создаём тексты- инструкции и текстыповествования
Создаём тексты- инструкции и текстыповествования
Представление результатов выполнения проектных
заданий
Творческая проверочная работа «Что мне больше
всего понравилось на уроках русского родного языка
в этом году»

9
Лист корректировки рабочих программ
Предмет Русский (родной) класс 2
ФИО учителя Завора Анна Викторовна.
Четве
Тема урока
Дата
Причина
Корректи
Дата
рть
проведения корректировки рующ ие
проведен
(полугодие)
по плану
мероприятия
ия по
факту
1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».