2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском)
языке» для учащихся 2 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторской программой Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.В., Соколовой
О.В. Примерная образовательная проограмма учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20).: - Москва,2020
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями)
Используемый учебник: Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021. –
128 с. : ил. – ISBN 9785090769242
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»во 2
классе являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся
в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и
современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение русской культуры.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» во 2 классе направлен на
решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у
младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых
для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
- понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
3
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое
выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
-овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как
особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативноэстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для
приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения.
Выпускник получит возможность научиться:
4
- создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
- пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение,
почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных
текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова,
иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
5
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национальнокультурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные
темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о
Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах,
художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и
мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с
опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)
Я и книги (5 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент)
Я взрослею (6 ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья (4 ч)
Семья крепка ладом
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
6
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (3 ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе (4 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Резерв на вариативную часть программы — 2 ч
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
6
7
Тематическое планирование
Учебные Контрольные Практическая
Наименование разделов и тем
часть
работы
часы
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю
Родная страна во все времена сынами
сильна
Народные праздники, связанные с
временами года
О родной природе
Итого
7
6
4
5
1
3
4
5
34
1
2
.
7
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5
6
7.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Сроки
выполнения
факт план
факт
Название раздела (кол-во часов), темы урока
Я и книги (5 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина»
(глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как
умею» (фрагмент)
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как
умею» (фрагмент)
Я взрослею (6 ч)
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы
об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья (4 ч)
Семья крепка ладом. С. Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»
(фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава
«Фанфаронова гора»). Проверочная работа.
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской . В. А. Бахревский.
«Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский.
«Собирал человек слова… Повесть о В. И.
Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский
Примечание
8
26
27
28
29
30
31
32
33
34
приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (3 ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава
«Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент
главы «Масленица»)
О родной природе (4 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен.
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
Проверочная работа.
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним
летом…»
9
Лист корректировки рабочих программ
Предмет Литературное чтение на родном (русском) языке класс 2
ФИО учителя Завора Анна Викторовна.
Четверть
Тема урока
Дата
Причина
Корректирующ
проведения корректировки ие мероприятия
(полугодие)
Дата
по плану
проведен ия
по факту
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
10