2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском)
языке» для учащихся 4 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- авторских программ Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.В., Соколовой О.В.
Примерная образовательная проограмма учебного предмета «Литературоне чтение на родном
(русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20).: - Москва,2020
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утверждённой приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями)
Используемый учебник: Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021. –
128 с. : ил. – ISBN 9785090769242
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4
классе являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся
в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и
современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение русской культуры.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе направлен на
решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у
младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых
для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской
Федерации).
2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование этических чувств (доброжелательность, отзывчивость, понимание
чувств других людей и сопереживания им).
3
4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на
основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки
героев.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной
организации, понимания необходимости учения,
выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; компетентности
в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
6. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и
познавательными задачами.
7. Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение.
8. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Выпускник получит возможность для формирования:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
4
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
родной литературе (русской) должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для
личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
понимание роли чтения,
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы
характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и
решения любой учебной задачи.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей
речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий
слушаемого текста, понимание сути услышанного.
Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание
смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и
возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений,
соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие
содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать прочитанный текст,
умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного
произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение
главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания
текста, прикладное использование книги как источника информации.
Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к
самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом
доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.
5
Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка).
Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые
особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по
научно-популярным
произведениям.
Исторические,
приключенческие,
сатирические
произведения.
Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения)
текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать
текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста.
Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений.
Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ
произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств
языка произведения.
Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному
произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою.
Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.
Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки,
полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации
по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать
характеристику героям прочитанных произведений.
Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории
литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства
выразительности (сравнение, описание, олицетворение).
Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка,
частушки.
Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой,
портрет героя, авторская характеристика.
Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.
«Россия - наша Родина» (2 часа)
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации». В.Гудимов «Россия, Россия,
Россия».
«Фольклор нашего народа»(11часов)
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина
«Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич». Славянский миф. Особенности мифа.
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море.
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
«О братьях наших меньших» (6часов)
Е.И. Носов «Хитрюга», В.В. Бианки «Сумасшедшая птица» В.П. Астафьев «Зорькина
песня», Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу
«О братьях наших меньших».
Страна «Фантазия»(2часа)
Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул». Кир Булычёв «Консилиум».
«Времена года» (9часов)
В.Бианки «Лесная газета». Литературная гостиная. И. Анненский. Снег. М.М.Пришвин.
Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит.» Н.Сладков «Медведь и
6
солнце». В.Гарин «Прозрачный слоник». К.Паустовский «Однажды ночью я проснулся».
К.Паустовский «Скрипучие половицы».
Зарубежная литература(4часа)
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Братья Гримм «Семеро храбрецов», «Госпожа
Метелица». Обобщающий урок
Тематическое планирование
Раздел (тема)
Кол-во
часов
2
11
1
2
3
Россия - наша Родина
Фольклор нашего народа
О братьях наших меньших
4
5
6
Страна «Фантазия»
Времена года
Зарубежная литература
2
9
ИТОГО
34
6
4
Практическая часть
Контрольная работа за 1
полугодие
Контрольная работа за 2
полугодие
2
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
проведения
план факт план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Примечание
Тема урока
факт
Россия - наша Родина (1 час)
С.Михалков «Государственный гимн Российской
Федерации». В.Гудимов «Россия, Россия,
Россия».
Фольклор нашего народа (11 часов)
Виды устного народного творчества
Особенности былинных текстов. Былина «Волхв
Всеславович»
Славянский миф. Особенности мифа
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»
«Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Народные песни. Героическая песня «Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения».
Песня-слава «Русская земля»
Героическая песня «Суворов приказывает армии
переплыть море»
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе.
Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
Экскурсия в библиотеку
О братьях наших меньших (6 часов)
Е.И. Носов «Хитрюга»
В.В. Бианки «Сумасшедшая птица»
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
В.П. Астафьев «Зорькина песня»
Контрольная работа за 1 полугодие.
Викторина по разделу «О братьях наших
меньших».
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Страна «Фантазия (2 часа)
Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул».
Кир Булычёв «Консилиум».
Времена года (9 часов)
В.Бианки «Лесная газета».
Литературная гостиная. И. Анненский. «Снег»
М.М. Пришвин «Рассказы о весне»
Рассказы Н.И. Сладкова «Лес не школа, а всему
учит»
Н.Сладков «Медведь и солнце».
В.Гарин «Прозрачный слоник».
К.Паустовский «Однажды ночью я проснулся»
К.Паустовский «Скрипучие половицы».
К.Паустовский «Золотой линь»
Зарубежная литература (5 часов)
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Контрольная работа за 2 полугодие.
Братья Гримм «Семеро храбрецов»
Братья Гримм «Госпожа Метелица».
Обобщающий урок. Викторина по пройденным
произведениям
8
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Литературное чтение на родном (русском) языке класс 4
ФИО учителя Фролова Надежда Анатольевна
Четверть
Тема урока
Дата
Причина
Корректирующ
проведения корректировки ие мероприятия
(полугодие)
Дата
по плану
проведен ия
по факту
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
9