2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» для
учащихся 1 класса разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373,
(с изменениями от 31 декабря 2015 № 1576);
- примерной программой по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)»,
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С.
Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова.-М.: Просвещение,
2015. – 175 с.;
- основной образовательной программой начального общего образования (1-4 классы)
МБОУ «Научненская СОШ» утверждённой приказом директора от 31 августа 2017 г. №262 (с
изменениями)
Учебник Азбука. 1 класс: учеб. Пособие для общеоразоват. организаций с обучением на
крымскотатарском и русском языках. В 2ч.Ч.1/ Гафарова М.Ш. -М.: Просвещение, 2017. -143с.:
ил.-ISBN 978-5-09-054363-7
Азбука. 1 класс: учеб. Пособие для общеоразоват организаций с обучением на
крымскотатарском и русском языках. В 2ч.Ч.2/ Гафарова М.Ш. -М.: Просвещение, 2017.143с.: ил.ISBN 978-5-09-054364-4
Крымскотатарский язык (родной) 1 класс: учеб. Пособие для общеоразоват организаций с
обучением на крымскотатарском и русском языках. /М.С. Саттарова, С.С. Саттарова.
-М.: Просвещение, 2017.88с.: ил.-ISBN 978-5-09-054752-9
Основная цель изучения факультатива «Родной (крымскотатарский) язык» в 1 классе:
развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности,
формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации
обучения родному языку.
Задачи:
-развитие речи, этнического самосознания, мотивации к изучению родного языка;
-воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
-формирование гражданских, патриотических чувств;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарс. языка;
-овладение умениями правильного чтения и письма;
-составление простых высказываний, пересказов, устных описаний небольших объемов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание
учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя
гражданами многонационального государства, формирование патриотических ценностей);
-овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и
традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
-формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к
природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
-развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные
ситуации; формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся:
-умение использовать родной язык с целью поиска различной информации;
-умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях
общения;
-выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять
письменные тексты.
3
Предметные результаты обучающихся:
-осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
-получение начальных представлений о нормах родного языка (орфографических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
-знание правил правописания;
-умение применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного
материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы;
-умение работать с текстами, проверять написанное, обобщать знания о языке и применять
на практике, в том числе в различных коммуникативных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих предметных
результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговых проверочных работ.
В результате изучения «Родного (крымскотатарского) языка» в 1 классе, в изучаемом
разделе.
Выпускник научится:
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
-выражать собственное мнение на родном языке, обосновывать его с учётом ситуации
общения;
-овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ;
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя
строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение);
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по
заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по
воображению и др.);
-письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,
записку, письмо, поздравление, объявление);
Выпускник получит возможность научиться:
-орфографически и каллиграфически правильно списывать текст (20 -30 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов;
-устно излагать и сочинять текст, состоящий из 35 – 45 слов, с элементами описания и
рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
-в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность,
извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание
Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
4
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого этикета, культурой
общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение монологическими
высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных
интонировать, делать паузы в тексте.
текстов.
Правильное
произношение
слов,
умение
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку.
Составление небольших описаний, рассказов.
Систематический курс.
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных
звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Установление числа
и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами крымскотатарского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения
звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы,
антонимы, омонимы. Прямое и переносное значение слова.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Предложение. Работа с предложением.Связь слов в
предложении.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема
и главная мысль текста.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и
грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Составление небольших рассказов
по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов.
Обучение грамоте и развитие речи
Подготовительный этап. (2 часов)
«Букварь» - первый учебник. Ты уже ученик. Здравствуй, школа! Устная и письменная
речь. Предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Слог. Ударение. Звонкие и глухие звуки.
Букварный период. (14 часов) Буквы А. а. О, о. И. и. Буквы Ы. ы. У, у. Н, н. Буквы С. с. К,
к. Т, т. Буквы Л, л. Р. р. Е, е. Буквы В. в. П. п. Къ, къ Буквы. М, м. З. з. Б. б. Буквы Д. д. Я, я. Буквы
Нъ, нъ. Г, г. ГЪ, гъ. Буквы Ч, ч. Ш. ш. ь. Буквы. Ж, ж. Дж. дж. Ё, ё. Буквы Й, й. Х, х. Ю. ю. Буквы
Ц. ц. Э, э. Щ. щ. Буквы Ф, ф. ь, ъ Я уже умею читать. Букварь.
Р. р. 1 Я уже умею читать. Букварь.
Наша речь. (2часа)
Речь.
Р. р. 2 Язык и речь.
5
Текст. Предложение. Диалог. (4часа)
Текст. Предложение.
Р. р. 3 Работа по картинке (диалог).
Тема 5. Слово.Слог. Ударение. (3часа)
Слово. Слог. Перенос слов. Ударение.
Тема 6. Звуки и буквы. (6 часов)
Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические
звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие губные и негубные гласные
звуки.
К.р. №1. Контрольное списывание «Бизим Къырым»
Тема 7. Повторение (3 часа)
Повторение. Повторение
Контрольные работы
К.р. №2. Диктант «Багъчада».
Тематическое планирование
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
6
Наименование
разделов и тем
Учебные
часы
Контрольные работы
Обучение грамоте и развитие речи
Подготовительный
2
этап.
Букварный период.
14
После букварный период.
Наша речь.
2
Текст. Предложение.
3
Диалог.
Слово. Слог. Ударение.
3
Звуки и буквы.
6
1
Повторение
3
1
Итого
33
2
Практическая часть
1.
1
1
3
6
№п/п
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
факт
Календарно-тематическое планирование
Сроки
Название раздела
выполнения
(количество часов),
темы уроков
план факт
Обучение грамоте и развитие речи
Подготовительный этап. (2 часа)
«Букварь» - первый учебник. Ты уже ученик.
Здравствуй, школа! Устная и письменная речь.
Предложение. Предложение и слово. Слово и
слог. Слог. Ударение. Звонкие и глухие звуки.
Букварный период.(14часов)
Буквы А. а. О, о. И. и.
Буквы Ы. ы. У, у. Н, н.
Буквы С. с. К, к. Т, т.
Буквы Л, л. Р. р. Е, е.
Буквы В. в. П. п. Къ, къ
Буквы. М, м. З. з. Б. б.
Буквы Д. д. Я, я.
Буквы Нъ, нъ. Г, г. ГЪ, гъ.
Буквы Ч, ч. Ш. ш. ь.
Буквы. Ж, ж. Дж. дж. Ё, ё.
Буквы Й, й. Х, х. Ю. ю.
Буквы Ц. ц. Э, э. Щ. щ.
Буквы Ф, ф. ь, ъ
Р. р. 2 Я уже умею читать. Букварь.
Наша речь. (2час)
Речь.
Р. р. 2 Язык и речь.
Текст. Предложение. Диалог. (3часа)
Текст.
Предложение.
Р. р. 3 Работа по картинке (диалог).
Слово. Слог. Ударение. (3 часа)
Слово.
Слог. Перенос слов.
Ударение.
Звуки и буквы. (6 часов)
Звуки и буквы.
Крымскотатарский алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Контрольное списывание №1
«Бизим Къырым»
Специфические звуки крымскотатарского языка
[гъ], [къ], [нъ], [дж].
Твердые и мягкие, губные и негубные гласные
звуки.
Повторение (3час)
Диктант №1 «Багъчада». Повторение
Повторение Букварный период.
Повторение Ударение.
Примечание
7
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс «Родной (крымскотатарский) язык» класс 1
ФИО учителя Османова Сайде Мустафаевна
Четве
рть
(полугодие)
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректиру
ющие мероприятия
Дат
а
проведени
я по факту
8