РП Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке 2 класс

2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном
(крымскотатарском) языке» для учащихся 2 класса разработана в соответствии с.
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373,
(с изменениями от 31 декабря 2015 № 1576);
-примерной программой по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)»,
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С.
Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова.
– М.: Просвещение, 2015. – 175 с.;
-основной образовательной программой начального общего образования (1-4 классы)
ФГОС
МБОУ «Научненская СОШ» утверждённой приказом директора от 31 августа 2017г. №262
(с изменениями)
Учебник Литературное чтение. 2 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций с
обучением на крымскотатарском и русском языках/ С.С. Саттарова, М.С. Саттарова
- М.: Просвещение, 2018. -159с.: ил –ISBN 978-5-09-070061-0
Основная цель предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех
видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых
умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
развитие речи, этнического самосознания, мотивации к изучению родного языка;
воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского





языка;
 овладение умениями правильного чтения и письма;
 составление простых высказываний, пересказов, устных описаний небольших объемов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:
-формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к
крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального
государства;
-овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и
традиционным религиям народов России;
-знание основных моральных норм своего народа и других народов России, умение
соотносить моральные ценности своего народа с ценностями других народов России;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к семейным ценностям, развитие этических
чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3
Метапредметные результаты обучающихся:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты обучающихся:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий
о добре и зле, дружбе, честности;
-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
-овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
-использование разных видов чтения;
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;
-умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;
-умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений.
В результате изучения литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке во 2
классе, в изучаемом разделе
Выпускник научится:
-Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение
задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.
-Образную природу словесного искусства.
-Содержание изученных крымскотатарских произведений.
Выпускник получит возможность научится:
-Воспроизводить содержание крымскотатарского литературного произведения.
-Анализировать и интерпретировать художественное крымскотатарское произведение
-Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения.

4
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение
задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.

Чтение
Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и орфоэпических
норм. Развитие поэтического слуха. Работа над скоростью чтения.
Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение находить в
тексте необходимую информацию и дать характеристику героям произведений.
Говорение
Монологическая речь. Понимание основной мысли высказывания. Повествование,
описание, рассуждение. Использование языковых выразительных средств. Особенности
диалогической речи.
Письмо
Нормы письменной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять высказывания.
Виды читательской деятельности
Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Определение жанра художественного произведения, его темы, главной мысли,
сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть, составлять вопросы,
пересказывать.
Круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества
(малые
фольклорные
жанры,
крымскотатарские народные сказки о животных, легенды, предания, сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией
(Э.Шемьи-Заде, Ю.Темиркъая, А.Одабаш,
Гъ.Булгъанакълы, Черкез-АлиИ.Асанин, С.Эмин) . Современные детские произведения
(И.Абдураман, А.Османова, В.Къыпчакъова, С.Усеинов, А.Велиев, Н.Аметова). Основные темы
детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, временах года, школе и
школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях крымскотатарского народа. Книги
разных
жанров:
художественная,
научно-популярная,
историческая,
справочноэнциклопедическая, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
Стихотворение и проза, умение их различать, анализировать. Общее представление о жанре
(рассказ, стихотворение, басня, сказка). Определение малых фольклорных жанров (пословицы,
поговорки, считалки, детские игры, колыбельные песни, сказки).
Формирование
литературоведческих понятий (сюжет, тема, композиция, главная мысль, герой (персонаж)
произведения, портрет, пейзаж, метафора, сравнение, средства выразительности (синонимы,
антонимы)).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские
художественные произведения (их различение).
Библиографическая культура
Умение выбирать книгу из рекомендованного списка, находить оглавление, определять
автора, соотносить иллюстрации с содержанием текста. Приобретение умений анализировать
тексты, определять их жанр, тему, идею, элементы композиции, средства художественной

5
выразительности. Умение работать с художественными
исторической, справочной, краеведческой литературой.

текстами,

научно-популярной,

Внеклассное чтение
Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и
углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Совершенствование навыков
чтения учащихся, развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами,
жанрами, темами. Формирование первичного представления об особенностях произведений и
творчества известных крымскотатарских, русских и зарубежных детских писателях.
Устное народное творчество
Устное народное творчество широко используется как материал для обучения грамоте,
родному языку и словесности.
Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах крымскотатарского
народного творчества и понятие «устное народное творчество», совершенствование навыка
чтения. Воспитание чувства гордости за свой народ, свою Родину. Расширение и углубление
знаний учащихся об окружающем мире. Формирование нравственного и эстетического
воспитания школьников, развитие устной речи и мышления.
Тема 1. Школа – источник знаний (2 часа)
Э.Ибраим «Школа» «Сабырлыкъ».
Практические работы
Р.р.1 Усеинов «Я разговариваю» Беседа.
Тема 2 Устное народное творчество (4часа)
Скороговорки. Считалочки. Пословицы. Загадки и колыбельные песни.
Тема 3 Крымскотатарские писатели для детей (2часа)
Ю. Къандым «Родина» Булгъанакълы «Ласточка». Н. Умеров «Силач», «Лягушка»
Тема 4 Наступила осень (4часа)
О.Амит «Осень», «Сосновое дерево и воробушек» Ф. Самединов «Осень», Л. Софудан Праздник
урожая. (Дервиза.)
Контрольные работы
Проверочная работа. №1 Х. К. Андерсен «Прекрасные птицы»
Тема 5 Золото в огне проверяется – человек в работе (3часа)
Л. Сулейман «Трудолюбивая девочка» Э. Амит «Жестяная мастерская»
Практические работы
Р.р.2 Э. Ибраим «Ремёсла»
Тема 6. Какая интересная зима! (4 часа)
С. Сеттарова «Зима пришла» О. Амит «Дед мороз» С.Вапиев «Дедушка и медвежата»
Г. Скребицкий «Как зимуют белки». Г. Скребицкий «Как зимует дятел»
Тема 7 Произведения о дружбе и друзьях(3 часа)
Ч. Али «Достлукъ», «Как собака искала друга»
Контрольные работы
Чтение в слух. №1 Сказка «Уважительное слово»
Тема 8 Дружная семья (3 часа)

6
Р.Фазыл, Л.Софу «Помошник Амет» А. Сеногуль «Мамина радость», «Бабушка»
Контрольные работы
Техника чтения. №1 В. Осеева «Сыновья»
Тема 9 Красавица весна(3 часа)
М. Саттарова «Весна», «Первый подснежник» С. Харахадын «Зайчик в ожидании весны»
Практические работы
Р.Р. 3 «Праздник Наврез и Хыдырлез» Беседа.
Тема 10 Родной край – Крым. (2 часа)
С. Сеттарова. «Наш Крым» «Родина Крым». Н. Къуртмоллаева «Горный родник» В. Бекирова
«Симферополь»,Ю. Къандым «Флаг»
Практические работы
Р.р.4 «О прекрасный Крым»
Тема 11 Повторение (2 часа)
Сказка «Хвастливый медведь». А. Халилов «Подснежник»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Наименование разделов,
тем
Школа – источник знаний

Кол-во
часов
2

Устное народное
творчество
Крымскотатарские
писатели для детей
Наступила осень

4

3

8

Золото в огне проверяется
– человек в работе
Какая интересная зима!
Произведения о дружбе и
друзьях
Дружная семья

9

Красавица весна

3

10

Родной край – Крым.

4

11

Повторение
Итого

2
34

2
3
4

5
6
7

Контрольные работы

Практические работы
Р.р.1 Усеинов «Я
разговариваю» Беседа.

2
4

4
3
3

Проверочная работа. №1
Х.К. Андерсен
«Прекрасные птицы»
Р.р.2 Э. Ибраим
«Ремёсла»
Чтение в слух. №1 Сказка
«Уважительное слово»
Техника чтения. №1
В. Осеева «Сыновья»
Р.Р. 3 «Праздник Наврез
и Хыдырлез» Беседа.
Р.р.4 «О прекрасный
Крым»
3

4

7
№ п/п
план факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Название разделы
Примечание
(количество часов)
план факт
Тема уроков.
Школа – источник знаний (2 часа)
Э.Ибраим «Школа». «Терпение».
Р.р.1 Усеинов «Я разговариваю» Беседа.
Устное народное творчество (4часа)
Скороговорки.
Считалочки.
Пословицы.
Загадки и колыбельные песни.
Крымскотатарские писатели для детей (2 часа)
Ю. Къандым «Родина» Булгъанакълы «Ласточка»
Н. Умеров «Силач», «Лягушка»
Наступила осень (4 часа)
О.Амит «Осень».
«Сосновое дерево и воробушек»
Х.К. Андерсен «Прекрасные птицы»
Проверочная работа. №1
Ф.Самединов «Осень», Л.Софудан Праздник урожа
Золото в огне проверяется – человек в работе (3 часа)
Л. Сулейман «Трудолюбивая девочка»
Э. Амит «Жестяная мастерская»
Р.р.2 Э. Ибраим «Ремёсла»
Какая интересная зима! (4 часа)
С. Сеттарова «Зима пришла», О. Амит «Дед мороз»
С. Вапиев «Дедушка и медвежата»
Г. Скребицкий «Как зимуют белки»
Г. Скребицкий «Как зимует дятел»
Произведения о дружбе и друзьях (3 часа)
Ч. Али «Достлукъ», «Как собака искала друга»
Сказка «Муравей», Н. Умеров «Кастрюля»
Чтение в слух. №1 Сказка «Уважительное слово»
Дружная семья (3 часа)
Р.Фазыл, Л.Софу «Помошник Амет»
А. Сеногуль «Мамина радость», «Бабушка»
В. Осеева «Сыновья» Техника чтения. №1
Красавица весна(3 часа)
М. Саттарова «Весна», «Первый подснежник»
С. Харахадын «Зайчик в ожидании весны»
Р.Р. 3 «Праздник Наврез и Хыдырлез» Беседа.
Родной край – Крым. (4 часа )
С. Сеттарова. «Наш Крым» «Родина Крым».
Н. Къуртмоллаева «Горный родник»
В. Бекирова «Симферополь»,Ю. Къандым «Флаг»
Р.р.4 «О прекрасный Крым»
Повторение (2 час)
Сказка «Хвастливый медведь»
А. Халилов «Подснежник»

8
Лист корректировки рабочей программы
Предмет / курс «Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке» класс 2
ФИО учителя Османова Сайде Мустафаевна
Четверть
(полугодие)
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».