РП Русский язык 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. №1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторской программой:
Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Русский язык .Рабочие программы. Предметная
линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской.5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.2-е издание. М.: «Просвещение»,
2012.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утверждённой приказом директора №262 от
31.08.2017 г. (с изменениями).
Учебник:
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций \ [Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушкевич] – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.151 с., ил. –ISBN 978-5-09-034053-3.
Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- задач:
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
пародов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности
к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых
средств; говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,
к прочитанному, услышанному, увиденному;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом; - соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного
русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и
фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения; - осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою
речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация
речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
предметам и продолжения образования.
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
• понимать
содержание
прочитанных
учебно-научных,
публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие
в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях
на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение

в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой
сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место
русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Учащийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания,
а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи
и оценивать их;
• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Учащийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и

переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а
также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора
в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части
речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной
речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.
Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа
— носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-8 классах 46 часов
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика. Орфоэпия. Состав слова. Словообразование. Части речи. Простое предложение и
его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные
слова и вставные конструкции. Основные виды компрессии текста. Сжатое изложение.
Аудирование и чтение.
Р.р. 1. Аудирование и чтение. Понимание информации устного и письменного сообщения.
Р.р. 2. Аудирование и чтение. Понимание информации устного и письменного сообщения.
Р.р. 3. Построение монологического высказывания по заданной теме.
Р.р.4. Речевая ситуация. Диалог
Р.р. 5. Передача в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Р.р. 6. Выразительное чтение прозаического текста.
Р.р. 7. Основные виды сжатия текста.
Р.Р. 8. Сжатое изложение.
Р.р. 9.
Использование разных способов цитирования в собственных речевых
высказываниях.

Контрольная работа № 1. Входная диагностика.
Контрольная работа № 2 по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах».
Функциональные стили языка 23 часа
Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Функциональные
разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный,
публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Официальноделовой стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление. Русский язык — язык
русской художественной литературы. Особенности языка художественной литературы.
Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи
Р.р.10 Информационная переработка текста в виде плана (простого, сложного, тезисного),
тезисов, схемы, таблицы.
Р.р. 11. Виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).
Чтение текстов разных стилей. Определение стиля, типа речи,темы, основной мысли, цели,
микротем, ключевых слов текста.
Р.р.12 Структура сочинения-рассуждения.
Р.р.13 Сочинение-рассуждение.
Р.Р.14. Контрольное подробное изложение.
Контрольная работа №3 по теме «Функциональные стили языка»
Сложное предложение 10 часов
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей
сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).
Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Р.р. 15. Речевые ошибки, редактирование текста.
Р.Р. 16. Речеведческий анализ текста.
Р.Р. 17. Контрольное сочинение по данному началу.
Р.Р.18. Сочинение по данному началу
Сложносочиненное предложение 16 часов
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей
сложносочинённого
предложения.
Смысловые
отношения
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Виды
сложносочинённых
предложений.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами
смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых
предложениях.
Р.р.19 Подготовка к сочинению-рассуждению. Аргументация
Р.р.20. Контрольное Сочинение-рассуждение.
Контрольная работа № 4 по теме «Сложносочинѐнное предложение».(Диктант)
Сложноподчинённое предложение 34 часа
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части
сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинённого
предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Отличия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых
предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями,
структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с
придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени,
места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки,
следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и

последовательное
подчинение
придаточных
частей.
Знаки
препинания
сложноподчинённых предложениях.
Р.р. 21 .Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Р.р 22. Составление плана текста
Р.Р.23. Контрольное сочинение-рассуждение по заданной теме
К.Р. Контрольная работа № 5 Контрольный диктант по теме «Сложноподчинѐнное
предложение».

в

Бессоюзное сложное предложение 11 часов.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений
Р.р. 24. Дебаты.
К.Р. Контрольная работа № 6 по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Сложные предложения с разными видами связи 10 часов
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Типы сложных
предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и
бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки
препинания в сложном предложении.
Р.Р. 25 .Презентация проектных работ.
Р.Р. 26. Контрольное сжатое изложение.
К.Р. Контрольная работа № 7 по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
Повторение и систематизация изученного 3 часа
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика.
Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
6
7
8

Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные Практическая
часы
работы
часть
Повторение изученного в 5-8
классах
Функциональные стили языка
Сложное предложение
Сложносочиненное
предложение
Сложноподчиненное
предложение
Бессоюзное сложное
предложение
Сложные предложения с
разными видами связи
Повторение и систематизация
изученного
Итого

46

2

9

23
10

1

5
4

16

1

2

34

1

3

11

1

1

10

1

2

3
153

7

26

Календарно-тематическое планирование
№№ п/п

Сроки
выполнения

план факт

план факт

Наименование раздела (кол-во часов), тема урока

Примечание

Повторение изученного в 5-8 классах 46 часов
Устная и письменная речь.
Р.р. 1. Аудирование и чтение. Понимание
2
информации устного и письменного сообщения.
Р.р. 2. Аудирование и чтение. Понимание
3
информации устного и письменного сообщения.
Контрольная работа № 1. Входная
4
диагностика.
5
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический разбор.
Р.р. 3. Построение монологического
6
высказывания по заданной теме.
Тренировочные упражнения из банка заданий
7
ОГЭ. Задание 1.
8
Состав слова.
9
Способы образования слов.
10
Лексика. Антонимы, синонимы, паронимы.
11
Орфоэпические нормы русского языка..
12
Р.р.4. Речевая ситуация. Диалог
Тренировочные упражнения из банка заданий
13
ОГЭ Задание 1.
Части речи. Самостоятельные части речи.
14
Существительно, прилагательное, числительное.
Самостоятельные части речи.
15
Наречие(правописание наречий)
Самостоятельные части речи. Глагол.
16
Орфограммы в окончаниях глаголов.
Самостоятельные части речи. Причастия.
17
Образование и правописание причастий.
18
Самостоятельные части речи. Деепричастие.
19
Служебные части речи.
Р.р. 5. Передача в устной форме содержания
прочитанного или прослушанного текста в сжатом
20
или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией
речевого общения.
21
Словосочетание, его структура и виды.
Виды связи слов в словосочетании (согласование,
22
управление, примыкание).
Тренировочные упражнения из банка заданий
23
ОГЭ Задание 3.
Тренировочные упражнения из банка заданий
24
ОГЭЗадание 3.
Простое двусоставное предложение.
25
Грамматическая основа простого двусоставного
предложения.
Главные члены двусоставного предложения.
26
Морфологические способы выражения
подлежащего.
27
Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое.
28
Составное глагольное сказуемое.
29
Составное именное сказуемое.
1

Тренировочные упражнения из банка заданий
ОГЭ Задание 2.
Р.р. 6. Выразительное чтение прозаического
31
текста.
Второстепенные члены и их роль в предложения.
32
Предложения распространенные и
нераспространенные
33
Определение. Обособление определений.
Обособленное определение. Причастный оборот
34
как разновидность распространенного
согласованного определения
35
Приложение как разновидность определения.
36
Обособление дополнений
Деепричастие и деепричастный оборот как
37
разновидность обособленных обстоятельств,
особенности их употребления.
38
Р.р. 7. Основные виды сжатия текста.
39
Р.Р. 8. Сжатое изложение.
Способы выражения обращений. Интонация
40
предложений с обращениями.
41
Предложения с вводными конструкциями
42
Предложения со вставными конструкциями
Способы цитирования. Знаки препинания при
43
цитировании.
Р.р. 9.
Использование разных
способов
44
цитирования
в
собственных
речевых
высказываниях
Контрольная работа № 2 по теме «Повторение
45
изученного в 5 – 8 классах».
46
Анализ работ. Работа над ошибками.
Функциональные стили языка 23 часа
47
Русский язык как развивающееся явление
Р.р.10
Информационная переработка текста в
48
виде плана (простого, сложного, тезисного),
тезисов, схемы, таблицы.
Функциональные разновидности языка
49
Разговорный стиль
50
Научный стиль
51
Публицистический стиль
Официально-деловой стиль. Сфера употребления
52
официально-делового стиля
Основные жанры официально-делового стиля:
53
расписка, доверенность, заявление.
Задачи речи, языковые средства, характерные для
54
официально-делового стиля
Русский язык – язык русской художественной
55
литературы
56
Особенности языка художественной литературы
Основные изобразительные средства русского
57
языка и их использование в речи.
30

Изобразительно-выразительные средства
языка(тропы)
Тренировочные упражнения из банка заданий
59
ОГЭ. Задание 7.
Р.р. 11. Виды чтения (поисковое, просмотровое,
60
ознакомительное, изучающее).
Тренировочные упражнения из банка заданий
61
ОГЭ. Задание 7.
Чтение текстов разных стилей. Определение
62
стиля, типа речи,темы, основной мысли, цели,
микротем, ключевых слов текста.
Тренировочные упражнения из банка заданий
63
ОГЭ. Задание 8.
64
Р.р.12 Структура сочинения-рассуждения.
Тренировочные упражнения из банка заданий
65
ОГЭ
Р.р.13 Сочинение-рассуждение.
Тренировочные упражнения из банка заданий
66
ОГЭ
Р.Р.14. Контрольное подробное изложение.
Контрольная работа №3 по теме
67
«Функциональные стили языка»
Анализ контрольной работы. Работа над
68
ошибками.
Тренировочные упражнения из банка заданий
69
ОГЭ. Задание 7.
Сложное предложение 10 часов
Понятие о сложном предложении.
70
Классификация типов сложных предложений
Смысловое, структурное и интонационное
71
единство частей сложного предложения.
Основные средства синтаксической связи между
частями сложного предложения: интонация,
72
союзы, самостоятельные части речи (союзные
слова).
73
Союзы и союзные слова
74
Классификация типов сложных предложений
Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и
75
сложноподчинённые) предложения.
76
Р.р. 15. Речевые ошибки, редактирование текста.
77
Р.Р. 16. Речеведческий анализ текста.
Р.Р. 17. Контрольное сочинение по данному
78
началу.
79
Р.Р.18. Сочинение по данному началу
Сложносочиненное предложение 16 часов
Понятие о сложносочиненном предложении, его
80
строении
Средства связи частей сложносочинённого
81
предложения
Смысловые
отношения
между
частями
82
сложносочиненного предложения.
58

Смысловые
отношения
между
частями
сложносочиненного предложения
84
Виды сложносочиненных предложений
85
Виды сложносочиненных предложений
Знаки препинания в сложносочиненном
86
предложении
Знаки препинания в сложносочиненном
87
предложении
Р.р.19 Подготовка к сочинению-рассуждению.
88
Аргументация
89
Р.р.20. Контрольное Сочинение-рассуждение.
Тренировочные упражнения из банка заданий
90
ОГЭ Задание 3.
Синтаксический и пунктуационный разбор
91
сложносочиненного предложения
Повторение темы «Сложносочиненное
92
предложение»)
Контрольная работа 4 по теме
93
«Сложносочиненное предложение». (Диктант)
94
Работа над ошибками.
Тренировочные упражнения из банка заданий
95
ОГЭ. Задание 3.
Сложноподчиненное предложение 34 часа
96
Понятие о сложноподчиненном предложении
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в
97
сложноподчиненном предложении
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в
98
сложноподчиненном предложении
Тренировочные упражнения из банка заданий
99
ОГЭ. Задание 3.
Классификация сложноподчиненных
100
предложений
Классификация сложноподчиненных
101
предложений
Сложно-подчиненные предложения с
102
придаточными определительными
Сложно-подчиненные предложения с
103
придаточными определительными
Тренировочные упражнения из банка заданий
104
ОГЭ Задание 6
Р.р. 21.Сочинение-рассуждение на
105
лингвистическую тему.
Сложноподчиненные
предложения
с
106
придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с
107
придаточными изъяснительными
Группы сложноподчиненных предложений с
108
придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения с
109
придаточными времени
83

110
111
112
113
114
115
116
117
118

119

120

121
122
123
124

125

Сложноподчиненные предложения с
придаточными времени
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточными места
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточными места
Тренировочные упражнения из банка заданий
ОГЭ. Задание 3.
Р.р 22. Составление плана текста
Сложноподчиненные предложения с
придаточными причины, цели и следствия
Сложноподчиненные предложения с
придаточными причины, цели и следствия
Сложноподчиненные предложения с
придаточными условия, уступки
Сложноподчиненные предложения с
придаточными условия, уступки
Сложноподчиненные предложения с
придаточными образа действия, меры и степени и
сравнительными
Сложноподчиненные предложения с
придаточными образа действия, меры и степени и
сравнительными
Тренировочные упражнения из банка заданий
ОГЭ. Задание 2.
Р.Р.23. Контрольное Сочинение-рассуждение по
заданной теме
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными
Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения

Повторение темы «Сложноподчиненное
предложение»
Тренировочные упражнения из банка заданий
127
ОГЭ.Задание 2.
Контрольная работа. 5. Контрольный диктант
128
по теме «Сложноподчинённое предложение»
129
Анализ работы. Работа над ошибками.
Бессоюзное сложное предложение 11 часов
130
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Смысловые отношения между частями
131
бессоюзного сложного предложения. Виды
бессоюзных сложных предложений
Смысловые отношения между частями
132
бессоюзного сложного предложения. Виды
бессоюзных сложных предложений
126

139

Бессоюзные предложения со значением
перечисления
Бессоюзные предложения со значением причины,
пояснения, дополнения
Бессоюзные предложения со значением
противопоставления, времени, условия и
следствия, сравнения
Р.р. 24. Дебаты.
Тренировочные упражнения из банка заданий
ОГЭ. Задание 3.
Синтаксический и пунктуационный разбор
бессоюзного сложного предложения
Повторение темы «Бессоюзное сложное
предложение»

140

Контрольная работа 6 по теме «Бессоюзное
сложное предложение»

133
134

135
136
137
138

Сложные предложения с разными видами связи 10 часов
Сложное предложение с разными видами союзной
141
и бессоюзной связи
Синтаксический и пунктуационный разбор
142
сложного предложения с различными видами
связи
143
Р.Р. 25 .Презентация проектных работ.
Р.Р. 26. Контрольное сжатое изложение.
144
Тренировочные упражнения из банка заданий
ОГЭ.Задание (пробный ОГЭ)
Тренировочные упражнения из банка заданий
145
ОГЭ.Задание 2.(пробный ОГЭ)
Тренировочные упражнения из банка заданий
146
ОГЭ.Задание 2.(пробный ОГЭ)
147
Знаки препинания в сложном предложении
148
Повторение темы «Сложное предложение»
Контрольная работа 7 по теме «Сложные
149
предложения с разными видами связи».
150
Анализ работ. Работа над ошибками
Повторение и систематизация изученного 3 часа
Повторение и систематизация изученного.
151
Орфография
Повторение и систематизация изученного.
152
Синтаксис
Повторение и систематизация изученного.
153
Пунктуация

Лист корректировки рабочей программы
Предмет

русский язык класс 9

ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
Полугодие

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректи
рующие
мероприя
тия

Дата
провед
ения
по
факту

4 четверть


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».