РП Литература 9 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. №1897 (с дополнениями и изменениями).

- Авторской «Программой по литературе. 5-9 классы (базовый уровень)». Авторы:
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина., М.:
Просвещение,2014.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утверждённой приказом директора №262 от
31.08.2017 г. (с изменениями).
Учебник:
Литература.9 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. с прил. на электрон.
носителе. В2 ч. [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский] – М.:
Просвещение, 2014.-416 с.: ил.- ISBN 978-5-09-025944-1.
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику
«Литература. 9 класс» . М.: Просвещение, 2014.
Основные цели изучения литературы в 9 классе:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст.
Основные задачи:
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет, и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение
определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора

других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного
звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
В результате изучения предмета «Литература» в 9 классе в изучаемом разделе:
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
Содержание учебного предмета
Введение. 1 час
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 часа
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней
Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника,
его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и
основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык
произведения. Переводы
«Слова...».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 10 часов
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского
классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).Учёный, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием
величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).«Властителям и
судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские,
декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»,
стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в
повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру
героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Р.Р. 1 Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII
века?» (на примере 1—2 произведений).
ВН. ЧТ.Н.1. М. Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма.
ВН.ЧТ. 2 Русские поэты первой половина XIX века:
К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П.
А. Вяземский, Е. А. Баратынский
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 52 часа
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).«Море».
Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности
поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы
дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру
в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).Комедия «Горе от
ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл
названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие
конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного»
человека в русской литера-туре. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской
Москвы. Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и
афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик
действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении.
Необычность развязки, смысл финала
комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения «К
Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
«Я вас
любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».Многообразие тем, жанров,
мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и
чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике
поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические
отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и
Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский

роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский,Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный
предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и
доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина».
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о
романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике
В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не
Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...»,«Есть речи — значенье...»,
«Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии
Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая
страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба
поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.
Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии
России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией»
Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие
произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образ аавтора — от сатирика к пророку
и проповеднику. Поэма в оценкахБелинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире,юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский
смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип
«петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго,
несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие
представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX
века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска».
Тема одиночества
человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Р.Р. 2 А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение (письменный ответ на
один из проблемных вопросов).
Р.Р. 3 Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина.
Сочинение.
Р.Р 4 Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
РР. 5 М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по
лирике поэта.
РР. 6 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Письменный ответ на один из
проблемных вопросов.
РР.7 Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Классное сочинение.
ВН.ЧТ.3 Пушкин и Крым.
К.Р. 1 Контрольная работа. Тестирование по теме «Г.Р. Державин, В.А.Жуковский,
А.С. Грибоедов».
К.Р.2.
Письменные ответы на вопросы и тестирование по изученным
произведениям.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 29 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная
история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль
художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце».
История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ
Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига,
непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении.Сказовая манера
повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе.
Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принёс издалёка...», «О,
весна без конца и безкраю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие
идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое,
проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уже вечер...», «He жалею, не
зову, не плачу...»,«Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы
сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».
Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.Тема
России. Олицетворение как основной художественный приём.Своеобразие метафор и
сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли
бы?», «Люблю» (отрывок).Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий...»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая
нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности
поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...»,
«Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»,
«Завещание».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений
поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг
«Чётки», «Белая стая»,«Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник»,«Ветер
войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о
поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...»,
«Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым
некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.Одухотворённая предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и
любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние
строчки», «Я убит подо Ржевом».Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль
стихотворений.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Силлабо-тоническая и тоническая системы
стихосложения (углубление представлений).
К.Р. 3 Тестирование и ответы на вопросы по теме «Русская литература ХХ
века» . .
К.Р.4 Тестирование и ответы на вопросы за курс изученного в 9 классе.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно
глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я
встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А.
Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М.
Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и
песни как синтетический жанр, выражающий переживания ,мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4 часа
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в
системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).
Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира),
аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от
заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка,
хотя и сотворённого земным человеком).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных
сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены
первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося
века».Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет
как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных
сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет
Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог
Фауста из второй части трагедии).«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.
Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,
динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения
Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.
«Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины.
Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы.
Гёте и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Повторение 3 часа.
Тематическое планирование
№
Содержание
раздел
аи
тем
1
Введение
2
Из древнерусской литературы
3
Из русской литературы
XVIII века
4
Из русской литературы XIX века
5
Из русской литературы
XX века
6
Из зарубежной литературы
7
Повторение
ИТОГО

Кол-во
часов

Контрольные
работы

1
3
10

Практическа
я
часть
Р.Р./ВН.ЧТ

1/2

52
29

2
2

6/1

4
3
102

4

7/ 3

Календарно-тематическое планирование
№ урока
план фак
т

Сроки
выполнени
я
пла
фак
н
т

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Введение 1 час
Литература и её роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Углубление
представлений о литературе как искусстве слова.
Из древнерусской литературы 3 часа
2.
Литература Древней Руси (с повторением ранее
изученного). Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник
древнерусской литературы. История открытия
„Слова…“.
3.
Центральные образы «Слова…».
1.

Образ автор и поэтика «Слова…» Выразительное
чтение наизусть
Из русской литературы ХVIII века 10 часов
5
Классицизм в русском и мировом искусстве.
6
М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор).
«Вечернее размышление о Божием величестве при
случае великого северного сияния». Особенности
содержания
и
формы
оды
«Вечернее
размышление…»
7
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол…Елисаветы Петровны
1747 года». Прославление родины, мира, жизни и
просвещения. Выразительное чтение наизусть
8
Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Идеи просвещения и
гуманизма в лирике Г. Р. Державина.
9
Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация.
Мысль о бессмертии поэта.
10.
Н. М. Карамзин :Слово о писателе. «Бедная Лиза».
Понятие о сентиментализме, сюжет герои
11
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Новые черты
русской литературы
12
ВН. ЧТ.1 Н. М. Карамзин.
«Осень» как
произведение сентиментализма.
13
Р.Р. 1 Письменный ответ на проблемный вопрос
«Чем современна литература XVIII века?» (на
примере 1—2 произведений).
14
ВН.ЧТ. 2 Русские поэты первой половина XIX
века:
К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев,
А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е.
А. Баратынский
4

Примечани
е

Из русская литература XIX в. 52 часа
15
В. А. Жуковский – поэт-романтик. Основные
этапы творчества. «Море»: романтический образ
моря.
16
В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы
выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встречающиеся на пути поэта.
17
В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады.
18
В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной
героини. Выразительное чтение наизусть
19
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и
творчество писателя (обзор).История создания,
публикации и первых постановок комедии «Горе
от ума».
20
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и
конфликт.
21
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого.
22

23

24

25
26
27

28

29

30
31

32

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.
Образность и афористичность языка комедии.
Мастерство драматурга в создании речевых
характеристик действующих лиц. Выразительное
чтение наизусть
А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика
о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»
Р.Р. 2 А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное
сочинение
(письменный ответ на один из
проблемных вопросов).
К.Р. 1 Контрольная работа. Тестирование по теме
«Г.Р. Державин,В.А.Жуковский, А.С. Грибоедов».
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская
лирика
А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного
и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К
морю», «Анчар». Выразительное чтение наизусть
А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в
интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит
ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть
может…».
А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские
параллели в интерпретации темы творчества.
А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки
нам…» и другие стихотворения.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…»: самооценка творчества в
стихотворении. Выразительное чтение наизусть
Р.Р. 3 Письменный ответ на один из проблемных
вопросов по лирике А. С. Пушкина. Сочинение.

33
34
35
36
37

38
39

40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50

51

52
53
54

А.С Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери».
Проблема гения и злодейства.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Как новаторское
произведение.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главные
мужские образы в романе.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главные женские
образы в романе
А.С.
Пушкин
«Евгений
Онегин».
Взаимоотношения главных героев. Выразительное
чтение наизусть
Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия
русской жизни». Пушкинский роман в зеркале
критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев, Ф.М. Достоевский. Роман Пушкина и
опера П.И.Чайковского.
Р.Р 4 Классное сочинение по творчеству А.С.
Пушкина.
ВН.ЧТ. 3. Пушкин и Крым.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта
М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии в лирике
Лермонтова. Выразительное чтение наизусть
М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть,
приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий»,
«Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя
так пылко я люблю…».
М.Ю Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта.
Выразительное чтение наизусть
РР. 5 М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один
из проблемных вопросов по лирике поэта.
К.Р. 2 Письменные ответы на вопросы и
тестирование по изученным произведениям.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»:
общая характеристика романа.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава
«Бэла»): загадки образа Печорина.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы
«Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина»
как средство самораскрытия его характера.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава
«Фаталист»):
философско-композиционное
значение повести.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»:
дружба в жизни Печорина.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»:
любовь в жизни Печорина.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»:
оценки критиков.

РР. 6 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Письменный ответ на один из проблемных
вопросов
56
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». Обзор содержания, история
создания.
57
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы
помещиков.
58
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.
Образ города в поэме.
59
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.
60
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России,
народа и автора в поэме.
61
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра.
Выразительное чтение наизусть
62
РР.7 Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Классное
сочинение.
63
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного
героя.
64
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ
Настеньки.
65
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть
чиновника»: проблема истинных и ложных
ценностей.
66
А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в
многолюдном городе. Роль образа города в
рассказе.
Из русской литературы XX века 29 часов
67
Русская литература ХХ века: богатство и
разнообразие жанров и направлений.
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи»:
проблематика и образы.
68
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя
в рассказе.
69
Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер
принёс издалёка…»,«О, весна, без конца и без
краю…»..
70
А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…»,
стихотворения из цикла «Родина». Глубокое,
проникновенное чувство родины.
71
С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской
поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя
родная…», «Край ты мой заброшенный…»,
«Разбуди меня завтра рано…».
72
С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе,
предназначении человека: «Отговорила роща
золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…».
73
С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к
женщине». Драматизм любовного чувства.
Выразительное чтение наизусть
55

74

75

76
77
78
79

80

81

82

83
84

85
86
87

88

89

В. В. Маяковский.
«А вы могли бы?»,
«Послушайте!». Новаторство Маяковского-поэта.
Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок),
«Прощанье». Самоотверженность любовного
чувства. Выразительное чтение наизусть
К.Р. 3 Тестирование и ответы на вопросы по
теме «Русская литература ХХ века» .
М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика
и образы.
М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика
повести..
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество .Стихи о
поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что
вы больны не мной…», «Откуда такая
нежность?..»..
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи
к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».
Выразительное чтение наизусть
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихи из
книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая
стая»(«Молитва»), «Подорожник»(«Сразу стало
тихо
в
доме…»,«Я
спросила
у
кукушки…»),«ANNO DOMINI»
А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник»
(«Муза»),«Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер
войны» («И та,что сегодня прощается c
милым…»), из поэмы «Реквием» . Выразительное
чтение наизусть
Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я
не ищу гармонии в природе…», «Завещание».
Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике
поэта: «Где-то в поле возле Магадана…»,
«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих
лиц». Выразительное чтение наизусть
М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика
и образы
М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика
рассказа.
Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви:
«Красавица моя, вся стать…»,«Перемена», «Весна
в лесу».
Б. Л. Пастернак.«Быть знаменитым некрасиво…»,
«Во всём мне хочется дойти до самой
сути…».Философская
глубина
лирики
Пастернака.
А. Т. Твардовский. «Урожай», «Весенние
строчки», «О сущем». Раздумья о родине и о
природе в лирике поэта.

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…», «Я
знаю, никакой моей вины...». Образ воина в
стихотворении. Выразительное чтение наизусть
91
А. И. Солженицын.
«Матрёнин двор».
Проблематика. Образ рассказчика.
92
А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ
Матрёны. Особенности рассказа-притчи.
93
К.Р.4 Тестирование и ответы на вопросы за
курс изученного в 9 классе.
94
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX
века.
95
Песни и романсы на стихи русских поэтов XX
века.
Из зарубежной литературы 4 часа
96
У. Шекспир. Жизнь и творчество. «Гамлет»: образ
главного героя.
97
У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии.
98
И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст»: сюжет и
проблематика.
99
И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии.
90

Повторение 3 часа
Повторение. Литературная игра.
Повторение. Вопросы в формате ГИА по
литературе.
Повторение. Итоги года и задания для летнего
чтения.

100
101
102

Лист корректировки рабочей программы
Предмет

литература класс 9

ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
четверть

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректи
ровки

Корректирую
щие
мероприятия

Дата
проведен
ия по
факту

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».