Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в
соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. №1897 (с дополнениями и изменениями).
- «Примерной программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол от 17 сентября 2020 год №3/20).
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утверждённой приказом директора №262 от
31.08.2017 г. (с изменениями).
Учебник:
«Родная русская литература.9 класс». Учебное пособие. Авторы: Александрова О.М.,
Аристова М.А., М.А. Беляева Н.В…М.: Просвещение/Союз, 2020. ISBN 978-5-09-076929-7.
Основными целями изучения родной (русской) литературы в 9 классе:
являются:
•воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
•приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской
литературе как едином национальном достоянии;
•формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
•развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Основные задачи:
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет, и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
- способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
- способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты:
сформированность
универсальных
учебных
действий:
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
В результате изучения родной (русской) литературы в 9 классе ученик
научится:
- понимать значимость родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
- проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
- понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы
и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
- осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;
- развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
- применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной
жизни
и
проектной
учебной
деятельности,
в
речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
- развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об
образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
- развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских
Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
- развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
- развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами
её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 часов)
Преданья старины глубокой. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 часа)
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 часов)
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
К.Р.1. Сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
№
Содержание
раздел
аи
тем
1
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА
МОЯ
2
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
3
РАЗДЕЛ
3.
РУССКИЙ
ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
ИТОГО
Кол-во
часов
Контрольные
работы
Практическа
я
часть
Р.Р./ВН.ЧТ
7
1
1
17
1
1
6
4
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Сроки
Название раздела (кол-во часов), темы урока
выполнен
ия
пла фак пла фак
н
т
н
т
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ 6 часов
1
2
3
Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…»
(русская народная песня). В. А. Жуковский.
«Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года»
(фрагмент).
Преданья старины глубокой (3 ч)А. С. Пушкин.
«Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент) Историческая тема и философский
контекст.
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года» романтическое стихотворение .
Примечание
4
5
6
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы» А.
А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь
Исакий в облаченьи…») Д. С. Самойлов. «Над
Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца»
(глава «Фонарики-ударики»)
Родные просторы. Степь раздольная
«Уж
ты,
степь
ли
моя,
степь
Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 4 часа
7
Праздники русского мира Августовские Спасы. К.
Д. Бальмонт. «Первый спас» Б. А. Ахмадулина.
«Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
8
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
9
Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре
туманной юности» (главы).
10
Тепло родного домаВ. П. Астафьев. «Далёкая и
близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 7 часов
11
Не до ордена- была бы Родина. Н. П. Майоров.
«Мы». М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр,
лентяй-завистник!»
12
Р.Р. 1. Е. И. Носов. «Переправа». Комплексный
анализ текста.
13
14
15
16
17
Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Маленький рассказ о
большой судьбе.
Судьбы русских эмигрантов.Б. К. Зайцев. «Лёгкое
бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках .Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана «Припадаю к великой
реке…»И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»
К.Р.1. Сочинение-рассуждение.
Лист корректировки рабочей программы
Предмет
литература класс 9
ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
корректи
ровки
Корректирую
щие
мероприятия
Дата
проведен
ия по
факту