2
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с
дополнениями и изменениями).
- Авторской программой:
Бабайцева, В. В. Русский язык : 10—11 классы : рабочая программа / В. В. Бабайцева. — М. :
Дрофа, 2017. — 27 с. ISBN 978-5-358-19266-9.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Научненская
СОШ» (10-11 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № от
2020 г.
(с
изменениями);
Учебник:
В.В. Бабайцева . «Русский язык» (углублённый уровень) 10-11 классы: учебник // В.В.
Бабайцева, - Москва: «Дрофа», 2018 -463[1] c.: ил.-(Российский учебник) ISBN:978-5-358-17780-2.
Целями обучения русскому языку на углублённом уровне служат:
• формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение
языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое
воспитание учащихся средствами русского языка;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и
вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её
основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания,
говорения и письма;
• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также
явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации,
повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной
функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных
возможностей художественного текста;
• развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами
поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;
• расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного
словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с
содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического
эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и
навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать
результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к
продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для
осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к
получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебнопознавательной деятельности в вузе.
Задачи обучения русскому языку на углублённом уровне:
1. углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; 2. овладение основными нормами русского литературного языка
и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
3. совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому
языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе
гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не
допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза,
сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты
разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения,
адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать
деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного
знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность,
речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст,
признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка;
источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
4
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами
анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в речевой практике.
В результате изучения русского языка в 10 классе на углублённом уровне выпускник научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка,
и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи,
рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах
русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры
речи.
Содержание учебного предмета
Введение. Роль языка в жизни общества (1ч)
I. Вспомним изученное. Повторение. (10 ч)
К.Р. 1. Входная диагностика. Диктант.
К.р. 2 по теме «Вспомним изученное. Повторение». Тестовые задания в формате ЕГЭ.
II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (14 ч)
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и
коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
РР.1. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств (И.С. Тургенев
«Деревня»).
РР.2. Сочинение «Три главных слова в моей жизни».
РР .3.Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.
РР .4.Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.
III. Русский язык — один из богатейших языков мира (1ч)
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная
речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст (14 ч)
Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений.
Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор,
употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
РР.5. Изложение с творческим заданием (упр.68).
РР.6. Эссе с использованием параллельного и цепного способов связи предложений.
РР.7. Сжатое изложение по тексту Д.Лихачёва «Память культуры» (с дополнительным заданием).
Типы речи (9 ч)
6
Повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном
тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи,
адресата и речевой ситуации.
РР.8. Сочинение-повествование (упр.90)
РР.9. Сочинение-описание (упр.98)
РР .10. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
РР.11. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Устная и письменная формы речи (2 ч).
Специфика устной и письменной форм речи.
Русский литературный язык и его нормы (6 ч)
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как
развивающееся явление.
К.Р.3 Контрольная работа по теме «Русский литературный язык и его нормы»
Стили русского литературного языка (10 ч)
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический,
художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в
произведениях другого стиля.
РР.12. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
РР.13. Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
РР .14. Репортаж как речевой жанр
Синонимика русского языка (7 ч)
Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники
пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
К.Р.4. Тестовые задания в формате ЕГЭ
Культура речи (5 ч)
Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность
словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
РР.15. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
РР.16. Написание контрольного сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка (3 ч)
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
РР.17. Лингвистический анализ стихотворного текста.
Источники расширения словарного состава современного литературного языка (8 ч)
Словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы), заимствования.
РР.18. Создание текста на тему «Моё хобби» (упр.257).
Повторение в конце учебного года (12 ч)
К.Р.5. Диктант по теме «Повторение изученного в 10 классе».
К.Р.6. Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Тестирование в формате ЕГЭ
К.Р.7.Итоговая контрольная работа. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
К.Р.8.Итоговая контрольная работа. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
раздела
и тем
1
I.Введение. Роль языка в жизни общества
2
Вспомним изученное. Повторение .
Учебные
часы
1
10
Контроль
ные
работы
2
Практиче
ская часть
7
II.Введение в науку о языке. Общие сведения о
языке
Русский язык — один из богатейших языков мира
Текст
Типы речи
Устная и письменная формы речи
Русский литературный язык и его нормы
Стили русского литературного языка
Синонимика русского языка
Культура речи
Роль А.С.Пушкина в истории русского
литературного языка
Источники расширения русского языка
Повторение в конце учебного года
ВСЕГО
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
14
1
14
9
2
6
10
7
5
3
8
12
102
4
3
4
1
3
1
2
1
1
4
8
18
Календарно-тематическое планирование
№№ пп
Сроки Наименование раздела (кол-во часов), тема урока
выполне
ния
план
пла
н
ф
ак
т
фак
т
Введение (1ч)
1
Роль языка в жизни общества. Разделы науки о языке
I.Вспомним изученное. Повторение (10 ч)
2
К.р. 1. Входная диагностика. Диктант.
3
Комплексный анализ текста В. Сухомлинского (упр.1,
стр.174)
4
Вспомним изученное. Фонетика. Графика
5
Вспомним изученное. Морфемика и словообразование
6
Вспомним изученное. Морфология. Самостоятельные
части речи
7
Вспомним изученное. Служебные части речи
8
Вспомним изученное. Синтаксис словосочетания и
простого предложения
9
Вспомним изученное. Синтаксис сложного предложения
10
Вспомним изученное. Предложения с прямой речью
11
К.р. 2 по теме «Вспомним изученное. Повторение».
Тестовые задания в формате ЕГЭ.
II.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (14 ч)
Примечание
8
Функции языка
РР.1. Подробное изложение с сохранением авторских
изобразительных средств (И.С. Тургенев «Деревня»)
14
Тренинг по орфографии. Правописание гласных в корне
15
РР.2. Сочинение «Три главных слова в моей жизни»
16
Язык, речь и слово как синонимы в речи
17
Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность
18
Тренинг по синтаксису и пунктуации
19
Русский язык – государственный язык Российской
Федерации
20
Русский язык как национальный язык русского народа
21
Русский язык как средство межнационального общения в
Российской Федерации
22
Русский язык среди других языков мира. Русистика на
современном этапе
23
РР .3.Подготовка к сочинению-рассуждению в формате
ЕГЭ
24
РР .4. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
25
Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Русский язык - один из богатейших языков мира (1 ч)
26
Состав современного русского языка
Текст (14 ч)
27
Текст. Понятие о тексте
28
Тренинг по орфографии. Слитное, дефисное и раздельное
написание слов
29
Способы выражения темы. Заглавие
30
Способы выражения темы. Начало и конец текста
31
РР.5. Изложение с творческим заданием (упр.68)
32
Ключевые слова
33
Синтаксис текста. Предложение в составе текста
34
Количество и характер предложений в тексте
35
Способы связи предложений в тексте
36
РР.6. Эссе с использованием параллельного и цепного
способов связи предложений
37
Тренинг по орфографии. Правописание Н и НН в
суффиксах причастий и прилагательных
38
Средства связи частей текста. Лексический повтор.
Однокоренные слова
12
13
39
Средства связи частей текста. Местоименные слова.
Союзы, частицы-союзы
40
РР.7. Сжатое изложение по тексту Д .Лихачёва «Память
культуры» (с дополнительным заданием).
Типы речи (9 ч)
9
Типы речи. Повествование
РР.8. Сочинение-повествование (упр.90)
Типы речи. Описание.
РР.9. Сочинение-описание (упр.98)
Комплексный анализ фрагмента текста К.Паустовского
«Золотая роза»
46
Типы речи. Рассуждение
47
Особенности текстов-рассуждений в художественной
речи
48
РР .10. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате
ЕГЭ
49
РР.11. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Устная и письменная формы речи (2 ч)
50
Специфика устной и письменной форм речи
51
Тренинг по орфографии. Правописание согласных в корне
Русский литературный язык и его нормы (6 ч)
52
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы
53
Лексические нормы
54
Морфологические нормы
55
Синтаксические нормы
56
К.Р.3 Контрольная работа по теме «Русский
литературный язык и его нормы»
57
Тренинг по орфографии. Правописание приставок
Стили русского литературного языка (10 ч)
58
Стили литературного языка. Понятие о стиле.
Разговорный стиль
59
Научный стиль
60
РР.12. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
61
РР.13. Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
62
Деловой стиль. Резюме
63
Публицистический стиль
64
РР .14. Репортаж как речевой жанр
65
Художественный стиль
66
Тренинг по орфографии. Правописание суффиксов и
окончаний
67
Комплексный анализ текста
Синонимика русского языка (7 ч)
68
Синонимика русского языка. Лексические синонимы
69
Морфемные синонимы
70
Морфологические синонимы
71
Тренинг по орфографии Правописание частиц НЕ и НИ
72
Синтаксические синонимы
73
К.Р.4. Тестовые задания в формате ЕГЭ
74
Анализ работы.
Культура речи (5 ч)
41
42
43
44
45
10
Культура речи. Качества хорошей речи
Культура речи. Речевой этикет
РР.15. Подготовка к контрольному сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ
78
РР.16. Написание контрольного сочинения-рассуждения в
формате ЕГЭ
79
Тренинг по орфографии Правописание гласных после
шипящих
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка (3 ч)
80
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного
языка
81
А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка
82
РР.17. Лингвистический анализ стихотворного текста
Источники расширения словарного состава современного литературного языка (8 ч)
75
76
77
Источники расширения словарного состава.
Словообразование.
84
Появление у слов новых лексических значений
85
Лексика пассивного словарного фонда. Историзмы и
архаизмы
86
Комплексный анализ текста (фрагмент сказа «Левша»)
87
Термины науки. Религиозная лексика
88
Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы
89
Заимствования
90
РР.18. Создание текста на тему «Моё хобби» (упр.257)
Повторение в конце учебного года (12 ч)
91
Повторение изученного в 10 классе
92
Повторение изученного в 10 классе
93
Повторение изученного в 10 классе
94
Повторение изученного в 10 классе
95
Повторение изученного в 10 классе
96
К.Р.5. Диктант по теме «Повторение изученного в 10
классе»
97
К.Р.6. Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
Тестирование в формате ЕГЭ
98
К.Р.7.Итоговая контрольная работа.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
99
К.Р.8. Итоговая контрольная работа.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
100
Анализ итоговой контрольной работы за курс 10 класса
101
Анализ итоговой контрольной работы (сочинениерассуждение)
102
Итоговый урок
83
11
Лист корректировки рабочей программы
Предмет
русский язык класс 10
ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
Полугодие
1
полугодие
2
полугодие
Тема урока
Дата
проведен
ия по
плану
Причина
корректи
ровки
Коррек
тирую
щие
меропр
иятия
Дата
провед
ения
по
факту
12