2
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с
дополнениями и изменениями).
- Авторской программой:
Бабайцева, В. В. Русский язык : 10—11 классы : рабочая программа / В. В. Бабайцева. — М. :
Дрофа, 2017. — 27 с. ISBN 978-5-358-19266-9.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (10-11 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № от
2020 г.
(с изменениями);
Учебник:
В.В. Бабайцева . «Русский язык» (углублённый уровень) 10-11 классы: учебник // В.В.
Бабайцева, - Москва: «Дрофа», 2018 -463[1] c.: ил.-(Российский учебник) ISBN:978-5-358-177802.
Целями обучения русскому языку на углублённом уровне служат:
- формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры,
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через
изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и
эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и
вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её
основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания,
говорения и письма;
- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также
явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации,
повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной
функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных
возможностей художественного текста;
- развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами
поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном
виде;
- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного
словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с
содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического
эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и
навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать
результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к
продолжению образования по избранному профилю;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для
осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к
получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебнопознавательной деятельности в вузе.
Задачи обучения русскому языку на углублённом уровне:
- углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании;
3
- овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого
этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
-совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе
гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не
допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза,
сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты
разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения,
адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать
деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного
знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность,
речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного
4
языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского
языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами
анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в речевой практике.
В результате изучения русского языка в 11 классе выпускник на углубленном уровне
научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
5
художественной литературы).
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада,
статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.
Содержание учебного предмета
Принципы русского правописания (17 часов)
Фонетический принцип графики.
Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии.
Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.
Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
Творческий проект «В творческой лаборатории писателя. А. С. Пушкин как основоположник
современного русского литературного языка».
К.Р. 1.Диагностическая работа (диктант c грамматическим заданием).
Р.Р.№1. Контрольное изложение .
Р.Р.№2. Контрольное изложение .
Повторение изученного (60 часов)
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов
в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер
орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил.
Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Информационный проект «Своя игра» – интерактивная интеллектуальная игра по теме
«Обобщающее повторение».
К.Р.2. Диктант с заданием по теме «Знаки препинания в сложном предложении»
К.Р.3.Диктант с заданием по теме «Обобщающее повторение»
Р.Р.№3. Обучение написанию сочинения (Вступление, заключение).
Р.Р.№4. Обучение написанию сочинения (Аргументация)
Р.р.№ 5. Сочинение-рассуждение
Р.Р.№6.Контрольное сочинение с творческим заданием по типу ЕГЭ (№27)
6
РР.№7.Контрольное сочинение с творческим заданием по типу ЕГЭ (№27)
Р.Р.№8. Сочинение-эссе
Р.Р.№9. Дискуссия на лингвистическую тему
Р.Р.№10. Контрольное сочинение на духовно-нравственную тему
Р.Р.№11. Контрольное сочинение на духовно-нравственную тему.
Тренинг. Подготовка к ЕГЭ (25 часов)
Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
раздела
и тем
1
Принципы русского правописания
2
Повторение изученного
3
Тренинг. Подготовка к ЕГЭ
Итого
Учебные
часы
Практиче
ская часть
17
60
25
Контроль
ные
работы
1
2
1
102
4
11
2
9
Календарно-тематическое планирование
№№ пп
Сроки
Наименование разделов и тем
выполнения
план факт план
факт
Принципы русского правописания 17 часов
1
Источники расширения словарного состава
современного русского языка
2
К.Р. 1.Диагностическая работа (диктант c
грамматическим заданием).
3
Источники расширения словарного состава
современного русского языка. Словообразование
4
Появление у слов новых лексических значений.
Лексика пассивного словарного фонда.
Комплексный анализ текста
5
Использование историзмов и архаизмов.
6
Р.Р.№1. Контрольное изложение
7
Р.Р.№2. Контрольное изложение
8
Анализ контрольных. Термины науки
9
Периферийная лексика. Просторечия.
Диалектизмы.
10
Профессионализмы. Жаргонизмы
11
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание
12
Простое предложение. Смысловой центр
предложения
13
Заимствования
Примечание
7
Самостоятельная тестовая работа по лексике.
Принципы пунктуации. Авторские знаки. ПАТ
(Пунктуационный анализ текста)
16
Повторение синтаксиса и пунктуации. Члены
предложения
17
Односоставные предложения. Полные и неполные
предложения
Повторение изученного 60 часов
18
Фонетический анализ слова. Орфоэпическая норма
19
Морфемный и словообразовательный анализ слова
14
15
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Текст. Проблематика текста. Авторская позиция в
тексте
Р.Р.№3. Обучение написанию сочинения
(Вступление, заключение).
Р.Р.№4. Обучение написанию сочинения
(Аргументация)
Р.Р.№ 5. Сочинение-рассуждение
Анализ сочинения. Работа над ошибками
Осложненное предложение
Предложения с однородными членами
Обособленные и необособленные согласованные
определения
Обособленные и необособленные несогласованные
определения
Обособленные обстоятельства
Тренировочные упражнения из банка данных ЕГЭ
(обособление).
Предложения с вводными и вставными
конструкциями. Обращение
Тренировочные упражнения из банка данных ЕГЭ
(обращение, вводные слова)
Самостоятельная тестовая работа по материалам
КИМ ЕГЭ
Исследование. Лексический, этимологический
анализ слова
Фразеологический анализ слова
Морфологический анализ слова
Знаки препинания в СП, СПП с несколькими
придаточными
Бессоюзное сложное предложение
Предложения с чужой речью. Знаки препинания
при цитатах
Проверочная тестовая работа по материалам КИМ
ЕГЭ
Текст. Читательская оценка текста
8
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Текст. Способы аргументации читательской
позиции.
Тренировочная работа по образцу задания №27
ЕГЭ
Р.Р №.6 .Контрольное сочинение с творческим
заданием по типу ЕГЭ (№27)
Р.Р.№7.Контрольное сочинение с творческим
заданием по типу ЕГЭ (№27)
Анализ КС в форме редактирования
Информационная обработка текста. Сжатие текста.
Обучающая работа. Комментарий к тексту
Анализ и редактирование текстов работ
Проверочная работа. Комментарий к тексту
Анализ и редактирование текстов работ
К.Р.2. Диктант с заданием по теме «Знаки
препинания в сложном предложении»
Анализ К/Д.
Тренировочные творческие работы по образцу
задания №27 ЕГЭ
Р.Р.№8. Сочинение-эссе
Р.Р.№. 9 Дискуссия на лингвистическую тему
Тренировочные творческие работы по образцу
задания №27 ЕГЭ
Обобщающее повторение орфографии.
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание Ъ и Ь
Правописание суффиксов прилагательных и
причастий
Правописание Н и НН в суффиксах
прилагательных и причастий
Правописание окончаний разных частей речи
Правописание гласных после шипящих и ц
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
К.Р.3.Диктант с заданием по теме «Повторение
изученного»
Анализ К/Д .
Практическая работа по орфографии и ее анализ
Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ.
Задания №1-14
Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ.
Задания №15-26
9
Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ.
Задание №27
74
Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ.
Задание №27
75
Анализ тестовой работы
76
Р.Р.№10. Контрольное сочинение на духовнонравственную тему
77
Р.Р.№11. Контрольное сочинение на духовнонравственную тему.
Тренинг. Подготовка к ЕГЭ 25 часов
78
Задания № 1-3. Работа с текстом
79
Задание №4. Орфоэпические нормы
80
Задание №5. Лексические ошибки
81
Задание №6. Редактирование предложений
82
Задание №7. Формообразование
83
Задание №8. Выявление и редактирование
грамматических ошибок
84
Задания №9-12. Орфографические нормы
85
Задание №13. НЕ и НИ с различными частями речи
86
Задания №14, 15. Тематический тренинг
87
Тестовая работа с последующим анализом и
редактированием
88
Задания №16-20. Синтаксические нормы
89
Тестовая работа с последующим анализом и
редактированием
90
Тестовая работа с последующим анализом и
редактированием
91
Задание №21. Текст. Развитие пунктуационной
зоркости.
92
Задания №22-26. КАТ (Комплексный анализ
текста)
93
Задания №22-26. КАТ (Комплексный анализ
текста)
94
Задание №26. Работа с фрагментом рецензии
95
Задание №27. Сочинение по предложенному
тексту
96
Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ
97
Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ
98
Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ
99
Анализ работы
100
Анализ работы в форме редактирования
101
Обобщающее повторение
102
Обобщающее повторение
73
10
Лист корректировки рабочей программы
Предмет
русский язык класс 11
ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
Полугодие
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректиро
вки
1 полугодие
2 полугодие
Корректи
рующие
мероприя
тия
Дата
провед
ения
по
факту
11