РП Литература 10 класс

2
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с
дополнениями и изменениями).
- Программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 6-е.
Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.:«Русское слово»,2010.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (10-11 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № от
2020 г.
(с изменениями).
Учебник:
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений. Базовый уровень; в 2 ч. С.А.Зинин, В.И.Сахаров- М.:ООО
«Русское слово - учебник», 2014.- 280 с. Ил. –(Инновационная школа)ISBN 982-5-00007-589-0.
Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
Теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задач:
1) обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора
учащихся;
2) формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений,
выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;
3) совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих
владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;

3
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;

4
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в
следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы в 10 классе выпускник научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
- в устной и письменной форме анализировать:
- конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и
практик чтения;
- конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.)

5
и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
- несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует
исходный текст;
- ориентироваться в историко-литературном процессе XIX - XX веков и современном
литературном процессе, опираясь на:
- понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных
группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в
конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных
групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов
и футуристов, сторонников "гражданской" и "чистой" поэзии и др.);
- знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков,
литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
- представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
- знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия
произведений читателями в исторической динамике;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного
чтения):
- давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно
определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного
литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети
Интернет;
- опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе
современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX - XXI вв.;
- пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного
процесса, в том числе современного, в его динамике;
- принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах,
летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант
и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в
специализированных изданиях.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к
народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной

6
несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателейклассиков.
Литература первой половины XIX века (13 часов)
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение
реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение
русской литературы.
А. С. Пушкин (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…»,
«Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя
сердце просит…», «Из Пиндемонти».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм
и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба,
творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).
Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира
человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема
индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие
реализма в творчестве Пушкина.
М. Ю. Лермонтов (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою
толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу
один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон,
я другой...» Поэма «Демон»
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских
традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и
реализм в творчестве Лермонтова.
ВН.ЧТ.1 Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова «К» «Я не унижусь пред
тобою..», «Молитва».
Н. В. Гоголь (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повести “Невский проспект", «Портрет». Образ города в повести. Соотношение мечты и
действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Р. р. 1. Развернутые ответы на проблемные вопросы. Подготовка к контрольному сочинению
.
Р.Р. 2. Классное сочинение по произведениям русской литературы I пол.XIX века.
Литература второй половины XIX века (82 часа)
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической
литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её

7
социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и
тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования.
Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии.
Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии
развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и
религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического,
лирического и трагического в пьесе. Критики а драме «Гроза». Драма «Бесприданница». Тема
«горячего сердца», особенности композиции, конфликт и система образов пьесы.
Драматургическое мастерство Островского.
ВН.ЧТ. 2. А.Н.Островский. Драма «Бесприданница».
И. А. Гончаров (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности
композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в
произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская
и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа.
Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов
мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Своеобразие стиля Гончарова.
Р.р.3 Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»
И. С. Тургенев (11 часов)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».Творческая история романа. Отражение в романе
общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль
образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе.
Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство).
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие
его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием
умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Р.р.№4 Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
ВН.ЧТ. №3 Своеобразие стихотворений в прозе. «Senilia» и «Новые стихотворения в прозе» Н.
А. Некрасов (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в
лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа,
любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

8
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.
Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
“народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл
названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены
Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря
святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Ф. И. Тютчев (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)Стихотворения: «День и ночь»,
«Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».Поэзия Тютчева и литературная традиция.
Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы,
мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева.
Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии
Тютчева.
А. А. Фет (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» , «Одним толчком согнать ладью
живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово»
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы
в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Р. р. №5 Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
А. К. Толстой (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против
течения», «Государь ты наш батюшка…»
Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы
поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и
романтической традиции.
Н. С. Лесков (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник»
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности
(смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
ВН.ЧТ.4 Н.С.Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств.
Нравственный смысл рассказа.
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая
летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и
“глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
“Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения:
сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Л. Н. Толстой (18 часов)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».

9
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как
центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция
Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.
Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный
уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини
Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды
в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны,
значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема
национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма.
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм
прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль
портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романаэпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
ВН.ЧТ.5 Л.Н.Толстой. Народ и война в «Севастопольских рассказах».
Р.р.№6 Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Ф. М. Достоевский (12 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие
жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание.
Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные
персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их
художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман.
Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора.
Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и
мировое значение творчества писателя.
Р.р. №7. Урок –дискуссия по роману .Подготовка к домашнему сочинению по роману
Ф. М Достоевского «Преступление и наказание»
А. П. Чехов (10 часов)
Жизнь и творчество. А. П. Чехов в Крыму.
Рассказы: «Ионыч»,«Человек в футляре»,«Дама с собачкой».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической
литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости
и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты
человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви
в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа
вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как
представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл
финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра.
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы
и театра.

10
ВН.ЧТ.6 по рассказан А.П. Чехова.
Р. р. 8. А. П. Чехов. «Вишневый сад». Ответы на проблемные вопросы.
КР.1 Тестирование по материалам изученного за год
Из зарубежной литературы (6 часов)
Ги. де Мопассан
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом
уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.
Мастерство психологического анализа.
Г. «Ибсен» Драма «Кукольный дом. Художественное наследие Ибсена и мировая
драматургия.
А. Рембо. Жизнь и творчество. «Пьяный корабль».
Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира».
Тематическое планирование
№раздела
и тем
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Введение
Литература первой половины Х1Х
века
Русская литература второй
половины XIX века
Из зарубежной литературы
ИТОГО

Учебн
ые
часы
1
12
82
6
102

Контрольные Практическая часть
работы
РР
ВН.ЧТ
2
1
1

6

5

1

8

6

Календарно-тематическое планирование
№
№
Сроки
пла
факт выполнения
н
план Факт
Введение (1 час)
1

Название раздела (к-во час)
Тема уроков

Введение. Русская литература XIX века в
контексте мировой культуры. Художественные
открытия русских писателей - классиков
Литература первой половины XIX века (12 часов)
Александр Сергеевич Пушкин (4 часа)
2
А. С. Пушкин. «Погасло дневное светило»,
«Свободы сеятель пустынный». Художественные
открытия А.С. Пушкина

Примечание

11
«Чувства добрые» в пушкинской лирике, её
гуманизм и философская глубина. «Поэт».
Чтение наизусть
4
Поэма «Медный всадник». Своеобразие жанра и
композиции произведения
5
Образ Петра I как царя - преобразователя в
поэме. Чтение наизусть.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)
6
М. Ю. Лермонтов. «Молитва». Своеобразие
художественного мира Лермонтова . «Молитва»
7
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
«Мой демон»
8
М. Ю. Лермонтов. «Демон» как
романтическая поэма. Тема богоборчества,
вечного поединка тьмы и света.
9
ВН. ЧТ. 1. Адресаты любовной лирики М. Ю.
Лермонтова. «К» («Я не унижусь пред
тобою…»), «Молитва» Чтение наизусть
Николай Васильевич Гоголь (4 часа)
10
Н. В. Гоголь. Мир « маленького человека» в
повестях «Невский проспект», «Нос», «Портрет»
11
Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский
проспект Соотношение мечты и
действительности в повести.
12
Р. р. 1. Развернутые ответы на
проблемные вопросы. Подготовка к
классному сочинению
13
Р.Р. 2. Классное сочинение №1 по
произведениям русской литературы I пол.
XIX века.
Русская литература второй половины XIX века (82 часа)
14
Обзор русской литературы второй половины 19
века: основные проблемы, характеристика прозы,
поэзии, журналистики. Мировое значение
русской классической литературы
Александр Николаевич Островский (8 часов)
15
А.Н. Островский: судьба, личность, литературно
–
3

16
17
18

театральное творчество. «Свои люди –
сочтёмся!» («Банкрот»). «Мораль на всё
купечество…»
А.Н. Островский. «Гроза»: история создания,
смысл названия, своеобразие конфликта
А.Н. Островский «Гроза».Город Калинов и его
обитатели
А.Н. Островский. «Гроза». Изображение
жестоких нравов «тёмного царства»

12
А.Н. Островский. «Гроза». Протест Катерины
против «тёмного царства».
20
Жанровое своеобразие пьесы «Гроза».
21
Споры литературных критиков вокруг драмы
А.Н. Островского «Гроза». Чтение наизусть
монолога по выбору.
22
ВН.ЧТ.№2 А.Н. Островский. Драма
«Бесприданница»
Иван Александрович Гончаров (6 часов)
23
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место
романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная
история», «Обломов», «Обрыв»
24
И.А. Гончаров. «Обломов». Диалектика
характера Обломова.
25
И.А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви.
26
И.А. Гончаров. «Обломов». Социальная и
нравственная проблематика романа
27
И.А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской
критике. Чтение наизусть отрывков по выбору.
28
Р.р.№3 Классное сочинение по роману
И.А.Гончарова «Обломов»
Иван Сергеевич Тургенев (11 часов)
29
И. С Тургенев: жизнь, судьба, творчество (с
обобщением ранее изученного)
30
История создания и идейно-художественное
своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и
дети»
31
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров – герой
своего времени.
32
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты
Базарова, их нравственная и социальная позиция
33
Тема народа в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети». Родители Базарова
34
«Вечные» темы в романе И.С. Тургенева «Отцы
и дети» (природа, любовь, искусство)
35
Смысл названия. Смысл финала романа.
Авторская позиция и способы ее выражения.
36
Поэтика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»,
своеобразие его жанра
37
Роман И. С. Тургенева в русской критике.
Чтение наизусть отрывков по выбору.
38
Р.р.№4. Подготовка к домашнему сочинению
по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
39
ВН.ЧТ. №3 Своеобразие стихотворений в
прозе. «Senilia» и «Новые стихотворения в
прозе»
Николай Алексеевич Некрасов (4 часа)
19

13
Н. А. Некрасов: жизнь, творчество. Судьба
народа как предмет лирических переживаний
поэта.Чтение наизусть «Поэт и гражданин»
41
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»:
замысел, история создания, композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская
ярмарка»
42
Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в
поэме «Кому на Руси жить хорошо».
43
Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в
поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша
Добросклонов. Чтение наизусть
Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет (7 часов)
44
Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество. Единство мира
и философия природы в лирике поэта
45
Политические и историко-философские взгляды
Ф. И. Тютчева. Человек и история в лирике поэта
46
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Чтение
наизусть
47
А. А. Фет: жизнь, творчество, судьба.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы
48
Любовная лирика, импрессионизм поэзии А. А.
Фета
49
Художественное своеобразие, психологизм
лирики А.А.Фета. Чтение наизусть
50
Р. р. №5 Анализ стихотворений Ф. И.
Тютчева и А. А. Фета.
Н.С.Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, А. К.Толстой (6 часов)
51
Н. С. Лесков: жизнь и творчество. «Очарованный
странник»: поэтика названия, особенности
жанра.
52
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы
талантливого русского человека.
53
ВН.ЧТ. №4 Н. С. Лесков. «Тупейный
художник».
54
М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество.
Проблематика и поэтика сказок
55
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного
города»: замысел, история создания, жанр,
композиция романа. Образы градоначальников
56
А. К. Толстой: жизнь, творчество, основные
темы, мотивы и образы поэзии. Чтение наизусть
Л. Н. Толстой (18 часов)
57
Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого
пути, духовные искания
58
ВН.ЧТ. №5 Л. Н. Толстой. Народ и война в
«Севастопольских рассказах»
40

14
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»:
история создания, особенности жанра, образ
автора в романе
60
Изображение светского общества в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир»
61
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Духовные
искания Андрея Болконского. Чтение наизусть.
62
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Духовные
искания Пьера Безухова
63
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в
романе
64
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые
героини Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
Роль эпилога
65
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Мысль семейная в
романе.
66
Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль
народная» в романе. Народ и личность.
67
Русский солдат в изображении Л. Н. Толстого в
романе «Война и мир»..
68
Философский смысл образа Платона Каратаева
69
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Картины войны
1812 года.Кутузов и Наполеон.
70
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Картины
войны 1812 года, смысл противопоставления
Кутузова и Наполеона. Осуждение войны.
71
Москва и Петербург в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир».
72
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Нравственнофилософское осмысление добра и зла, чести и
бесчестия, величия и низости человека, долга,
дружбы, товарищества
73
Всемирное значение Толстого – художника и
мыслителя. Чтение наизусть отрывков по
выбору.
74
Р.р.№6 Классное сочинение по роману Л. Н.
Толстого «Война и мир»
Федор Михайлович Достоевский (12 часов)
75
Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы
творческого пути, идейные и эстетические
взгляды
76
Образ Петербурга Достоевского
77
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»:
история создания, жанр, особенности
композиции
78
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Образы униженных и оскорблённых в романе
59

15
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Социальные и философские истоки бунта
Раскольникова
80
Теория Раскольникова и её развенчание
81
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
«Двойники» Раскольникова – Лужин и
Свидригайлов, их роль в романе
82
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Символическое значение образа Сони
Мармеладовой
83
Проблема нравственного выбора в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
84
Библейские мотивы и образы в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
85
«Преступление и наказание» как философский
роман
86
Р.р.№7. Урок –дискуссия по роману.
Подготовка к домашнему сочинению по
роману Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»
Антон Павлович Чехов (10 часов)
87
А. П. Чехов: жизнь и творчество. Трилогия
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
88
А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов
1890-х годов. «Дом с Мезонином», «Дама с
собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
89
А. П. Чехов. «Ионыч». Душевная деградация
человека
90
Особенности драматургии А. П. Чехова.
«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»
91
А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания,
жанр, герои
92
А. П. Чехов. «Вишневый сад». Разрушение
дворянского гнезда
93
А. П. Чехов. «Вишневый сад». Место вишневого
сада в системе образов пьесы.
94
ВН.ЧТ. 6 по рассказам Чехова «Студент»любимый рассказ Чехова
95
Р. р. 8. А. П. Чехов. «Вишневый сад».
Ответы на проблемные вопросы.
96
К.Р.1.
Тестирование
по
материалам
изученного за год
79

Из зарубежной литературы 2-й половины 19 в.(6 часов)
Ги де Мопассан: жизнь и творчество (обзор).
97
Новелла «Ожерелье». Мастерство
психологического анализа

16

98
99
100
101
102

Г. Ибсен: жизнь и творчество (обзор). Драма
«Кукольный дом». Художественное наследие
Ибсена и мировая драматургия
А. Рембо: жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль».
К.Л. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник
«Осетинская лира».
Работа над созданием проектов с компьютерной
презентацией
Нравственные уроки русской литературы XIX
века

17
Лист корректировки рабочей программы
Предмет литература 10 класс
ФИО учителя Сосновская Лариса Александровна
Четверть
Тема урока
Дата
Причина
проведения корректиро
по плану
вки
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Корректи
рующие
мероприя
тия

Дата
проведения
по факту

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».