2021г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истории России. Всеобщей истории» для 5 класса составлена в
соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- авторской программой: Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира.
Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / Н.И. Шевченко. - М.: «Просвещение», 2020. – 203 с. - ISBN 978-5-09-074300-6.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебник:
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 11-е изд. –
М.: Просвещение, 2020. – 303 с. – ISBN 978-5-09-073927-6.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- за счет часов резерва добавлены уроки «Введенеие» (1 час) и «Итоговая контрольная работа
за курс 5 класса» (1 час).
В соответствии с требованиями ФГОС ООО в программу введен региональный компонент,
который реализуется путем раскрытия вопросов по истории Крыма на уроках: «Древнейшие люди»,
«Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей», в тему «Римская империя в первые
века нашей эры».
Цель изучения истории в 5 классе: осознание значимости периода древности, Античности
в мировой истории, в истории нашей страны
Задачи изучения:
- формирование системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях,
- представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
- показать взаимосвязь человека с окружающей природной средой, движение человечества
от первобытности к цивилизации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;
развитие чувства личности;
система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и
межличностных отношений;
предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели
и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых
сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в
учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
3
овладение навыками работы с информацией.
Предметные результаты изучения истории включают:
знание основных дат, этапов и ключевых событий истории Древнего мира;
выдающихся деятелей всеобщей истории данного периода; важнейших достижений культуры и
системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
формирование умений определять последовательность, длительность исторических
событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами;
синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов;
определять современников исторических событий (явлений, процессов);
формирование умений использовать легенду исторической карты/схемы, показывать
и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения
народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы),
рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое
развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период;
соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
формирование умений проводить атрибуцию текстового исторического источника
(определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт
речь, и др.);
анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели
создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию
автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике;
отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план,
таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими
источниками информации при изучении событий (явлений, процессов);
привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
формирование умений различать основные типы исторических источников;
соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он
относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для
составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);
формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в
различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять
историческую информацию в форме таблиц, схем;
формирование умений и владение приёмами описания исторических событий и
памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);
формирование умений объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов;
формирование умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических
событиях Древнего мира и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
формирование умений выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических процессов, явлений и событий;
формирование умений устанавливать причинно-следственные, пространственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;
формирование умений выявлять сходство и различия сравниваемых исторических
событий, явлений, процессов;
формирование умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на
фактический материал своё отношение к значительным событиям и личностям истории Древнего
мира, достижениям мировой культуры;
формирование умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
4
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
В результате изучения истории в 5 классе
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и
государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках
Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
•
давать характеристику общественного строя древних государств;
•
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
•
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
•
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Древнего мира (68 ч.)
Введение (1 ч.)
Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события.
Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные,
вещественные. Деятельность археологов, этнография. Архивы и музеи. Историческая карта. Время.
Способы измерения времени в разные эпохи. Летоисчисление в истории. Тысячелетие, столетие
(век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды. Человек в истории. Как работать с
учебным материалом по истории.
Тема 1. Счет лет в истории (1 ч.)
Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних
государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности
обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся.
Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема
ориентировки в историческом времени.
Раздел I. Первобытность (5 ч.)
Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)
Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия
древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Изменение климата на земле. От
человеческого стада к родовой общине. Племя. Знания первобытных людей о окружающем мире.
Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека.
Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
5
Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Соседская
община. Возникновение имущественного и социального неравенства.
Раздел II. Древний Восток (20 ч.)
Тема 4. Древний Египет (8 ч.)
Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности.
Река Нил в жизни древних Египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение
единого государства. Религиозные верования. Культ фараона. Строительство пирамид. Жители
Древнего Египта. Быт древних египтян. Культура Древнего Египта. Значение культурных
достижений Древнего Египта для современного человека.
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)
Двуречье. Природные условия и население Двуречья. Шумер. Города – государства. Древний
Аркад. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика.
Клинопись. Поэма о Гильгамеше.
Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт
вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы древней Месопотамии.
Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную
военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к коренным
народам. Управление державой. Ниневия – столица Ассирийской державы. Библиотека
Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Финикия. Местоположение, хозяйственная жизнь, города государства на территории
Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев.
Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.
Палестина. Местоположение, природа, Ветхий Завет, Моисей и его заповеди. Ветхозаветные
сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители.
Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир
Великий. Дарий I. Государственное устройство. Империи. Сатрапии. Культура и религия.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)
Древняя Индия. Местоположение, природа и население. Занятия, нравы, обычаи. Племена
ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев. Религиозные верования. Будда.
Буддизм.
Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств, объединение Китая,
Империя Цинь, Учение Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в
семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия.
Раздел III. Древняя Греция (21 ч.)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)
Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков.
Особенности хозяйственной деятельности. Крит и Микены – древнейшие города Греции.
Археологические раскопки на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание. Пантеон
греческих богов. Мифы о богах и героях. Микенв и Троя правда и вымысел. «Иллиада» и «Одиссея».
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)
Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в
полисе. Великая греческая колонизация. Ее причины и основные направления. Колонии и
метрополии. Греки и скифы. Афины и Спарта. Борьба демоса и аристократии. Реформы Солона и
их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Возникновение Спартанского
государства, его социальная организация. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанские войны.
Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская
битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при
Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко – персидских войн.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)
Афины при Перикле. Народное собрание. Идеалы и общественные нормы. Афинский
гражданин. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации
управления Афин. Строительство в Афинах при Перикле. Олимпийские игры. Повседневная жизнь
6
древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование.
Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврепид, Софокл. Аристофан. Памятники
греческого искусства.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)
Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Организация Македонского
войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия.
Греция под властью Македонии.
Вступление Александра на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Финикии,
Египта. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее
распад. Распространение греческой культуры на восток. Эллинистический мир. Вклад культуры
эпохи эллинизма в мировую культуру. Знаменитые греческие ученые.
Раздел IV. Древний Рим (20 ч.)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
Природа и население древней Италии. Занятия и население. Легенда о основании Рима.
Эпоха царей. Рим под властью этрусков. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между
ними. Народные трибуны. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Война с Пирром. Завоевание
Рима Италии.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы.
Должностные лица. Армия древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Причины Пунических
войн. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при
Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена. Завоевания Рима на Востоке. Македонские
войны. Сирийская война. Римляне в Азии. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Управление
провинциями. Своеобразие римской религии, ее связь с греческой. Пантеон римских богов. Жрецы.
Римские праздники. Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Упадок нравов.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и
свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республики. Реформы
братьев Гракхов. Усиление роли полководцев. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла.
Установление диктатуры Суллы. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвират.
Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель
республики. Второй триумвират. Октавиан Август, Марк Антоний. Установление римской
империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)
Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актер на троне». «Золотой век» Римской империи.
Император Траян. Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.
Культура Римской империи. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское
право. Рим эпохи империи. Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане
и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин. Новые явления в
хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской
империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 ч.)
Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как
инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление
Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление
колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния
римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.
Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и
других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в
римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа
императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом —
7
вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима
вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора
Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская
империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные Контрольные
раздела
часы
работы
и тем
1.
Введение
1
2
Тема 1. Счет лет в истории
1
Раздел I. Первобытность
5
3.
Тема 2. Первобытные собиратели и
3
охотники
4.
Тема 3. Первобытные земледельцы и
2
скотоводы
Раздел II. Древний Восток
20
5.
Тема 4. Древний Египет
8
6.
Тема 5. Западная Азия в древности
7
7.
Тема 6. Индия и Китай в древности
5
Раздел III. Древняя Греция
21
8.
Тема 7. Древнейшая Греция
5
9.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с
7
персидским нашествием
10.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до
5
н.э. и расцвет демократии
11.
Тема 10. Македонские завоевания в
4
IV в. до н.э.
Раздел 4. Древний Рим
20
12.
Тема 11. Рим: от его возникновения до
3
Практическая часть
установления господства над Италией
Тема 12. Рим – сильнейшая держава
Средиземноморья
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Тема 14. Римская империя в первые
века нашей эры
Тема 15. Разгром Рима германцами и
падение Западной Римской империи
Итого:
13.
14.
15.
16.
3
4
5
5
1
68
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
выполнения
факт план факт
№ п/п
план
1.
2.
3.
Название раздела (кол-во часов),
темы урока
Введение
Тема 1. Счет лет в истории (1 ч.)
Счет лет в истории
Раздел I. Первобытность (5 ч.)
Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)
Древнейшие люди.
Примечание
8
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Родовые общины охотников и собирателей
Возникновение искусства и религиозных
верований
Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати
Раздел II. Древний Восток (20 ч.)
Тема 4. Древний Египет (8 ч.)
Государство на берегах Нила
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Жизнь египетского вельможи
Военные походы фараонов
Религия древних египтян
Искусство Древнего Египта
Письменность и знания древних египтян
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Счет лет в истории», «Первобытные собиратели
и охотники», «Первобытные земледельцы и
скотоводы», «Древний Египет»
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)
Древнее Двуречье
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Финикийские мореплаватели
Библейские сказания
Древнееврейское царство
Ассирийская держава
Персидская держава «царя царей»
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)
Природа и люди Древней Индии
Индийские варны
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Первый властелин единого Китая
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Западная Азия в древности», «Индия и Китай в
древности»
Раздел III. Древняя Греция (21 ч.)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)
Греки и критяне
Микены и Троя
Поэма Гомера «Илиада»
Поэма Гомера «Одиссея»
Религия древних греков
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на берегах Средиземного и
Черного морей
Олимпийские игры в древности
Победа греков над персами в Марафонской битве
Нашествие персидских войск
9
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)
В гаванях Афинского порта Пирей
В городе богини Афины
В афинских школах и гимнасиях
В афинском театре
Афинская демократия при Перикле
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)
45.
Города Эллады подчиняются Македонии
46.
Поход Александра Македонского на Восток
47.
В Александрии Египетской
48.
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Древнейшая Греция», «Полисы Греции и их
борьба с персидским нашествием», «Возвышение
Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии»,
«Македонские завоевания в IV в. до н.э.»
Раздел IV. Древний Рим (20 ч.)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
49.
Древнейший Рим
50.
Завоевание Римом Италии
51.
Устройство Римской республики
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
52.
Вторая война Рима с Карфагеном
53.
Установление господства Рима во всем
Средиземноморье
54.
Рабство в Древнем Риме
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
55.
Земельный закон братьев Гракхов
56.
Восстание Спартака
57.
Единовластие Цезаря
58.
Установление империи
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)
59.
Соседи Римской империи
60.
В Риме при императоре Нероне
61.
Первые христиане и их учение
62.
Расцвет Римской империи во II веке н.э.
63.
«Вечный город» и его жители
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 ч.)
64.
Римская империя при Константине
65.
Взятие Рима варварами
66.
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Рим: от его возникновения до установления
господства над Италией», «Рим – сильнейшая
держава Средиземноморья», «Гражданские
войны в Риме», «Римская империя в первые века
нашей эры», «Разгром Рима германцами и
падение Западной Римской империи»
67.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
68.
Итоговый урок
40.
41.
42.
43.
44.
10
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: История России. Всеобщая история
Класс: 5
ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
11