2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истории России. Всеобщей истории» для 6 класса составлена в
соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторскими программами:
Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов.
— М.: Просвещение, 2020. — 144 с.
Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История
России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н.
Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2017. — 135 с.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебники
- История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Н. М.
Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А .В. Торкунова. –
М.:Просвещение, 2016. – 128 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-037939-7.
- История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [Н. М.
Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А .В. Торкунова. –
М.:Просвещение, 2016. – 127 c. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-037941-0.
- Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 10-е изд. М.: Просвещение, 2020. – 287 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-074205-4.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- урок №1 «Введение» истории России интегрирован со всеобщей историей (час учитывается
в истории России);
- объединены уроки:
•
в теме «Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) уроки «Образование
варварских королевств. Государство франков в VI—VIII в.» и «Христианская церковь в Раннее
Средневековье»;
•
в теме «Византийская империя и славяне в VI—XI вв.» вместо 2 уроков «Византия в
VI–XI веках» 1 урок;
•
в теме «Арабы в VI-XI вв.» уроки «Возникновение ислама. Арабский халифат и его
распад» и «Культура стран халифата»;
•
в теме «Сеньоры и крестьяне» уроки «Средневековая деревня и ее обитатели» и «В
рыцарском замке»;
•
в теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» уроки
«Формирование средневековых городов. Городское ремесло» и «Торговля в Средние века»;
•
в теме «Культура Западной Европы в Средние века» уроки «Средневековое
искусство» и «Культура раннего Возрождения в Италии»;
•
в теме «Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки» уроки
«Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония» и «Государства и народы доколумбовой Америки».
- добавлены уроки обобщения и систематизации знаний в темах:
«Народы и государства на территории нашей страны в древности» - 1час;
«Культура Западной Европы в Средние века» - 1 час;
- добавлен 1 час на итоговый урок и «Итоговая контрольная работа за курс 6 класса» (1 час)
(часы учитываются в истории России).
- изменения, учитывающие региональный компонент Республики Крым согласно ФГОС. Для
изучения истории региона введены вопросы истории Крыма в следующие уроки: «Восточные
3
славяне и их соседи»; «Культурное пространство Европы и культура Древней Руси»; «Золотая Орда:
государственный строй, население, экономика и культура»; «Распад Золотой Орды и его
последствия».
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание
личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на
основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей
исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового
исторического процесса;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли
России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для
современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом человечества в период Средневековья (период
до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей Родины, мира в период Средневековья;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию
через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих
эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия;
понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования
древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других
обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией;
4
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную,
критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных
ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме
устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества;
использование сведений из исторической карты как источника информации о
государствах, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Средние
века, памятников культуры, событий средневековой истории;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
оценивание поступков, качеств личности на основе осмысления деятельности
выдающихся представителей истории Средних веков;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов,
населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте
и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о
расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху
первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
5
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в
древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния
на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия
восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества,
религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях, правовых документах,
публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней
и Московской Руси;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей Средневековья исходя из гуманистических ценностных ориентаций,
установок;
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на
территории современной России;
приобретение
опыта
историко-культурного,
историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода
Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание
культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
В результате изучения истории в 6 классе:
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления
и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях
крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
6
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их
художественные достоинства и значение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (23 ч.)
Раздел I. Раннее Среднеековье (7 ч.)
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) (4 ч.)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки
захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при
Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков?
Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь.
Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и
Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему
распалась империя Карла Великого.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и
крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции.
Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны.
«Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства
норманнов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. (2 ч.)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития
Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.
Вторжение славян и арабов.
Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись.
Культурные связи Византии.
Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян.
Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности.
Образование славянских государств.
Тема 3. Арабы в VI – XI веках (1 ч.)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена
бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление
Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .
Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры
халифата.
Раздел II. Зрелое и Позднее Средневековье (16 ч.)
7
Тема 4. Сеньоры и крестьяне (1 ч.)
Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и
зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное
хозяйство.
В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения
рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина».
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч.)
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной
жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская
городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.
Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей.
Ярмарки и банки.
Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из
города.
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 ч.)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство
церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как
церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.
Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов.
Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий
крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их
последствия.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.). (6
ч.)
Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны.
Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с
крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому
созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.
Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских
войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня
Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение
объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения
Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509).
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в
Испании. Инквизиция в Испании.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему
Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья
становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины.
Правление Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало
вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец
Гуситских войн. Значение гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед
завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч.)
Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с
греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар
Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».
8
Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература.
Городская литература. Данте.
Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.
Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного
наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство
раннего Возрождения.
Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое
в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и
кораблестроения. Изобретение книгопечатания
Тема 10. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки (1 ч.)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай
под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания.
Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна
сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура
средневековой Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как
жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ РОССИИ». (45 ч.)
Введение. (1 ч.)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи
Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в
истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные
изучают историю Средних веков.
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в
отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы
российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и
общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и
лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы.
Финские племена. Аланы.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном
Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной
Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их
общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти.
Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения
древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;
Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий
киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский
каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских
народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII вв. (12 ч.)
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в
образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь.
Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры
древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
9
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства
Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое
население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и
Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы
геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и
значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения.
Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово,
житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись,
мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв
населения.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы
власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад.
Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об
общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Православная церковь
и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его
международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение.
Литература. Зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер
художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в
развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт.
Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в
повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв. (5 ч.)
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси.
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост
и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической
децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры:
формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку
Игореве».
Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч.)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование
Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные
походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские
земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления.
Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние
Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая
Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных
границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы.
Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского
господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения
московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама
и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий
Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина».
Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие
культуры и повседневную жизнь в русских землях.
10
Тема 5. Формирование единого Русского государства (9 ч.)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и
Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на
политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства,
Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском
княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III.
Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие
общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер
экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной
церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского
государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и
региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский
Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Итоговое повторение (3 ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные
раздела и
часы
работы
тем
Всеобщая история (23 ч.)
1.
Раздел I. Раннее Средневековье
7
2.
Тема 1. Становление Средневековой
4
Европы. (VI – XI вв)
3.
Тема 2. Византийская империя и
2
славяне в VI – XI вв.
4.
Тема 3. Арабы в VI – XI вв.
1
5.
Раздел II. Зрелое и позднее
16
Средневековье
6.
Тема 4. Сеньоры и крестьяне.
1
7.
Тема 5. Средневековый город в
1
Западной и Центральной Европе.
8.
Тема 6. Католическая церковь в XI –
2
XIII веках. Крестовые походы.
9.
Тема 7. Образование централизованных
6
государств в Западной Европе (XI – XV
века)
10.
Тема 8. Славянские государства и
2
Византия в XIV – XV вв.
11.
Тема 9. Культура Западной Европы в
3
Средние века.
12.
Тема 10. Страны Востока в Средние
1
века. Государства доколумбовой
Америки
История России (45 ч.)
13.
Введение.
1
14.
Тема 1. Народы и государства нашей
5
страны в древности.
15.
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII
12
вв.
16.
Тема 3. Русь в середине XII – начале
5
XIII вв.
Практическая
часть
11
17.
18.
19
Тема 4. Русские земли в середине XIII –
XIV вв.
Тема 5. Формирование единого
Русского государства.
Итоговое повторение
Итого:
10
9
3
68
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
№ п/п
выполнен
ия
план факт план факт
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Название раздела (кол-во часов),
темы урока
Примечание
Введение (1 ч.)
Введение. Живое Средневековье. Наша Родина Россия
Тема 1. Становление Средневековой Европы. (VI – XI вв) (4 ч.)
Образование варварских королевств. Государство
франков в VI—VIII в. Христианская церковь в
Раннее Средневековье
Возникновение и распад империи Карла Великого
Феодальная раздробленность Западной Европы в IXXI вв.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 ч.)
Византия в VI–XI веках
Образование славянских государств
Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (1 ч.)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его
распад. Культура стран халифата
Тема 1. Народы и государства нашей страны в древности (5 ч.)
Древние люди и их стоянки на территории
современной России.
Неолитическая революция. Первые скотоводы,
земледельцы, ремесленники
Образование первых государств
Восточные славяне и их соседи
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Становление Средневековой Европы. (VI – XI
вв.)», «Византийская империя и славяне в VI – XI
вв.», «Арабы в VI – XI вв.» «Народы и государства
на территории нашей страны в древности»
Тема 4. Сеньоры и крестьяне (1 ч.)
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском
замке
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч.)
Формирование средневековых городов. Городское
ремесло. Торговля в Средние века
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII вв. (12 ч.)
Первые известия о Руси
Становление Древнерусского государства
12
Становление Древнерусского государства
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром
Русское государство при Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир
Мономах
23.
Общественный строй и церковная организация на
Руси
24.
Культурное пространство Европы и культура
Древней Руси
25.
Повседневная жизнь населения
26.
Место и роль Руси в Европе.
27.
Урок обобщения и систематизации по теме: «Русь в
IX — первой половине XII в.»
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2 ч.)
28.
Могущество папской власти. Католическая церковь
и еретики
29.
Крестовые походы
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв. (5 ч.)
30.
Политическая раздробленность в Европе и на Руси
31.
Владимиро-Суздальское княжество
32.
Новгородская республика
33.
Южные и юго-западные русские княжества
34.
Урок обобщения и систематизации по теме: «Русь в
середине ХII — начале XIII в.»
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) (6 ч.)
35.
Как происходило объединение Франции
36.
Что англичане считают началом своих свобод
37.
Столетняя война
38.
Усиление королевской власти в конце XV в. во
Франции и в Англии
39.
Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове
40.
Государства, оставшиеся раздробленными:
Германия и Италия в XII-XV вв.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч.)
41.
Польша и Чехия в XIV-XV вв.
42.
Завоевание турками-османами Балканского
полуострова
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч.)
43.
Образование, философия, научные открытия и
изобретения
44.
Средневековое искусство. Культура раннего
Возрождения в Италии
45.
Урок обобщения и систематизации по темам
«Образование централизованных государств в
Западной Европе», «Славянские государства в
Византии в XIV-XV вв.», «Культура Западной
Европы в Средние века»
Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч.)
18.
19.
20.
21.
22.
13
Монгольская империя и изменение политической
картины мира
47.
Батыево нашествие на Русь
48.
Батыево нашествие на Русь
49.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
50.
Золотая Орда: государственный строй, население,
экономика и культура
51.
Литовское государство и Русь
52.
Усиление Московского княжества
53.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва
54.
Развитие культуры в русских землях во второй
половине XIII — XIV в.
55.
Урок обобщения и систематизации по теме:
«Русские земли в середине XIII — XIV в.»
Тема 5. Формирование единого Русского государства (9 ч.)
56.
Русские земли на политической карте Европы и
мира в начале XV в.
57.
Московское княжество в первой половине XV в.
58.
Московское княжество в первой половине XV в.
59.
Распад Золотой Орды и его последствия
60.
Московское государство и его соседи во второй
половине XV в.
61.
Русская православная церковь в XV — начале XVI
в.
62.
Человек в Российском государстве второй
половины XV в.
63.
Формирование культурного пространства единого
Российского государства
64.
Урок обобщения и систематизации по теме:
«Формирование единого Русского государства»
Тема 10. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки (1 ч.)
65.
Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.
Государства и народы доколумбовой Америки
Итоговое повторение (3 ч.)
66.
Итоговое повторение. Историческое и культурное
наследие Средневековья
67.
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
68.
Итоговый урок. Наша страна в эпоху
Средневековья.
46.
14
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: История России. Всеобщая история
Класс: 6
ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
15