РП История 7 класс_2021

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истории России. Всеобщей истории» для 7 класса составлена в
соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторскими программами:

Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль,
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М. : Просвещение, 2020. —112 с.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9
классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н.
Журавлева, И.Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебники
- История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Н. М.
Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, И.В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А .В.
Торкунова. – М.:Просвещение, 2016. – 112 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-037930-4.
- История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [Н. М.
Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, И.В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А .В.
Торкунова. – М.:Просвещение, 2016. – 128 с. : ил., карт. : ISBN 978-5-09-037932-8.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций. /А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А.
Искендерова. – 2-е изд. –М.: «Просвещение», 2020. – 239 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-073937-5.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:

в теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация» добавлен 1 час на картографический практикум;

в теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за
первенство в Европе и колониях)» вместо 1 часа «Международные отношения в конце XV—XVII
в.» 2 часа;

в теме «Смутное время. Россия при первых Романовых» вместо 1 часа «Народные
движения в XVII в.» 2 часа;

добавлены уроки-практикумы в темы «Россия в XVI в.» и «Смутное время. Россия при
первых Романовых» (по 1 часу);

добавлен урок по теме «Итоговая контрольная работа за курс 7 класса» (1 час
учитывается в истории России);

имеющиеся в авторской программе по истории России резервные часы (2 часа) отданы
на уроки итогового повторения.
В соответствии с ФГОС ООО вопросы по истории Крыма (региональный компонент)
введены в уроки истории России:
•
тема 1 «Россия в XVI в.» - «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических
открытий. Отношения с Крымским ханством. Русские в Крыму»,
•
тема 2 «Россия в XVII в.» - «Россия в системе международных отношений.
Взаимоотношения с Крымским ханством. Бахчисарайский мирный договор 1681г.», «Народы
России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь
народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Культура Крымского ханства».
Цели изучения курса истории в 7 классе:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

3


освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальным традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного
отношения к представителям других народов и стран.
Основные задачи изучения курса истории в 7 классе:
‒ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
‒ овладение учащимися знаниями о развитии человеческого общества в XVI-XVIII веке, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
‒ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству,
многонациональному Российскому государству
‒ развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого, рассматривать события в соответствии с принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; ‒ формирование у школьников
умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты

первичная социальная и культурная идентичность, ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа на основе сопоставления исторического пути народов
России и народов мира;

интериоризация гуманистических ценностей; осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
мира;

понимание социального, культурного, языкового, духовного многообразия
современного мира;

мотивация к обучению и познанию; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;

знание основных норм морали, понимание значения нравственности, веры и религии
в жизни человека, семьи и общества;

уважительное отношение к труду;

соответствующее возрасту обучающихся мировоззрение, основанное на достижениях
современной науки и общественной практики;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

эстетическое сознание, формирующееся через освоение художественного наследия
народов мира;

способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;

рефлексивно-оценочный подход к деятельности, к анализу проблемнопознавательных ситуаций;

4


первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;

изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);

обсуждение и оценивание собственных достижений, также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);

навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную,
общественную и др.;
 овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
 активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в
повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере
и социуме;
 умение ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
 осуществление постановки учебной задачи (при поддержке учителя);
 планирование при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, оценивание
правильности выполнения действий;
 соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивание правильности решения учебной
задачи;
 умение работать с дополнительной информацией, анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план,
тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
 умение критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога),
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
 использование в учебной деятельности современных источников информации,
нахождение информации в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете
под руководством педагога;
 использование ранее изученного материала для решения познавательных задач;
 постановка репродуктивных вопросов по изученному материалу;
 определение понятий, установление аналогии, классификация явления; с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения

5

 умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,
целью (сжато, полно, выборочно);
 применение начальных исследовательских умений при решении поисковых задач;
 решение творческих задач, представление результатов своей деятельности в различных
видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
 использование ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
 планирование этапов выполнения проектной работы, распределение обязанностей,
отслеживание продвижения в выполнении задания и контроль качества выполнения работы;
 организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками, работа индивидуально и в группе;
 определение своей роли в учебной группе, вклада всех участников в общий результат;
 выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты

сопоставление развития изучаемых государств в период раннего Нового времени,
выявление черт сходства и различия;

представление о взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, о роли
экономики, политики, духовной сферы в жизни общества и человека;

под руководством учителя поиск информации в преимущественно адаптированных
источниках различного типа (правовых документах, публицистических произведениях, мемуарной
литературе и др.);

сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, использование информации для обоснования и конкретизации выводов и суждений;

оценивание исторических фактов, событий, процессов и деятельности людей исходя
из гуманистиеских установок;

систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов;
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как
необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной
страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе
всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и
поступки личностей во времени и пространстве;
овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических
и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность,
читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира;
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути народов Европы, Азии XVI—XVII вв.;

6

описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в
изучаемый период;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников,
выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок,
национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов
как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
В результате изучения истории в 7 классе:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

7

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались
общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (23 ч.)
Введение (1 ч.)
Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история.
«Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические
границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его устройства (законов) изменяло
мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое
время — эпоха великих изменений.
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (14 ч.)
Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху.
Предприниматели.
Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и
социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и
экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница,
каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления.
Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство
было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские
карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток.
Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней
Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в
политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального,
экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король:
сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и
местная власть под контролем короля.
«Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа
короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика.
Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление
республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор,

8

Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли.
Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление
капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре.
Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа.
Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные
группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия
жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри - и старое дворянство. Низшие слои
населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления
нищенства.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии,
голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая
жизнь женщины. Революция в питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде.
Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От раннего Возрождения к высокому. Образованность как ценность. Гуманисты о месте
человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов.
Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень:
«Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху
Возрождения.
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение
в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами.
Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У.
Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.
«Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие
Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. География и особенности
искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие искусства Северного Возрождения: Питер
Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в
средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его
последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая
Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия.
Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта
в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на
технический прогресс и самосознание человека.
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца
о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за
переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия
- родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против
индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии.
Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь
Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина.
Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви
против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его
создатель Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к
религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская

9

церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. Золотой век Елизаветы I укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных
войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и
гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь:
кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы
Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за
первенство в Европе и колониях) (6 ч.)
Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение
свободной Республики Голландии. Особенности географического, экономического и
политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в
стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение.
Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы.
Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций.
Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической
жизни - Амстердам.
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия
накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное
правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация.
Оливер Кром-вель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента.
Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель.
Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента.
Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране.
Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная
революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» - закон,
утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская
система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии.
Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти
короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной
политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI-XVIII вв. Соперничество между
Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины
и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны.
Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой
военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира.
Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (2 ч.)
Основные черты традиционного общества: государство -верховный собственник земли;
общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов.
Причины распада империи. Борьба Португалии. Франции и Англии за Индию. Маньчжурское
завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа:
политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы.
Правление сегунов. Сословный характер общества
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI—XVII вв. (45 ч.)
Тема 1. Россия в XVI в.(21 ч.)

10

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение
европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система.
Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление
Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений.
«Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и
проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало
закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы
управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала
и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт
основных сословий.
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч.)
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей.
Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции
сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения.
Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в
развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича
Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие
приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и
территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной
практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное
включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и
возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор,
служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые
иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское
восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской
политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России
Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством
и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение
присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в
Русской православной церкви.

11

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература.
«Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени.
Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в.
Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические
открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и
Сибири.
Итоговое повторение (4 ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные Контрольные
раздела
часы
работы
и тем
Всеобщая история (23 ч.)
1.
Введение
1
2.
Тема 1. Мир в начале Нового времени.
14
Великие
географические
открытия.
Возрождение. Реформация
3.
Тема 2. Первые революции Нового
6
времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях)
4.
Тема 3. Традиционные общества Востока.
2
Начало европейской колонизации
История России (45 ч.)
6.
Тема 1. Россия в XVI в.
21
7.
Тема 2. Смутное время. Россия при первых
20
Романовых
8.
4
1
Итоговое повторение
1
Итого:
68

Практическая
часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
Примечание
выполнен
темы урока
ия
план факт план факт
Введение (1 ч.)
1.
Введение. От Средневековья к Новому времени
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация (13 ч.)
2.
Технические открытия и выход к Мировому океану
3.
Встреча миров. Великие географические открытия
и их последствия
4.
Встреча миров. Великие географические открытия
и их последствия. Картографический практикум
5.
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе
6.
Дух предпринимательства преобразует экономику
7.
Европейское общество в раннее Новое время
8.
Мир художественной культуры Возрождения
9.
Мир художественной культуры Возрождения
№
п/п

12

10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Начало Реформации в Европе. Обновление
христианства
Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба
за господство на морях
Религиозные войны и укрепление абсолютной
монархии во Франции
Урок обобщения и систематизации по теме «Мир в
начале Нового времени. Великие географические
открытия. Возрождение. Реформация»
Тема 1. Россия в XVI в. (21 ч.)
Мир и Россия в начале эпохи Великих
географических открытий. Отношения с Крымским
ханством. Русские в Крыму
Территория, население и хозяйство России в
начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и
России
Российское государство в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в
первой трети XVI в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной
рады
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной
рады
Государства Поволжья, Северного Причерноморья,
Сибири в середине XVI в.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья,
Сибири в середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI
в.
Внешняя политика России во второй половине XVI
в.
Российское общество XVI в.: «служилые» и
«тяглые»
Российское общество XVI в.: «служилые» и
«тяглые»
Опричнина
Опричнина
Россия в конце XVI в.
Церковь и государство в XVI в.
Культура и повседневная жизнь народов России в
XVI в.
Культура и повседневная жизнь народов России в
XVI в.
Практикум по теме «Россия в XVI в.»
Урок обобщения и систематизации по теме «Россия
в XVI в.»

13

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за
первенство в Европе и колониях) (6 ч.)
37.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение
Республики Соединенных провинций
38.
Парламент против короля. Революция в Англии
39.
Путь к парламентской монархии
40.
Международные отношения в конце XV—XVII в.
41.
Международные отношения в конце XV—XVII в.
42.
Урок обобщения и систематизации по теме «Первые
революции Нового времени. Международные
отношения (борьба за первенство в Европе и
колониях)»
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч.)
43.
Внешнеполитические связи России с Европой и
Азией в конце XVI — начале XVII в.
44.
Смута в Российском государстве
45.
Смута в Российском государстве
46.
Окончание Смутного времени
47.
Экономическое развитие России в XVII в.
48.
Россия при первых Романовых: перемены в
государственном устройстве
49.
Изменения в социальной структуре российского
общества
50.
Народные движения в XVII в.
51.
Народные движения в XVII в.
52.
Россия в системе международных отношений
53.
Россия в системе международных отношений.
Взаимоотношения с Крымским ханством.
Бахчисарайский мирный договор 1681 г.
54.
«Под рукой» российского государя: вхождение
Украины в состав России
55.
Русская православная церковь в XVII в. Реформа
патриарха Никона и раскол
56.
Русские путешественники и первопроходцы XVII
в.
57.
Культура народов России в XVII в.
58.
Культура народов России в XVII в.
59.
Народы России в XVII в. Cословный быт и
картина мира русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья,
Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
60.
Народы России в XVII в. Cословный быт и
картина мира русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья,
Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Культура
Крымского ханства
61.
Практикум по теме «Смутное время. Россия при
первых Романовых»
62.
Урок обобщения и систематизации по теме
«Смутное время. Россия при первых Романовых»
Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2ч.)

14

63.
64.
65.
66.
67.
68.

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в
эпоху раннего Нового времени.
Начало европейской колонизации
Итоговое повторение (4 ч.)
Итоговое повторение по теме «Россия в XVI в.»
Итоговое повторение по теме «Смутное время.
Россия при первых Романовых»
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Итоговый урок. Наша страна в эпоху Раннего нового
времени

15

Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: История России. Всеобщая история

Класс: 7

ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть

1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».