2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 6 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторской программой: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6
класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е.
Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебник:
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций [Л.Н. Боголюбов и др.]. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2020. — 159 с. : ил. – ISBN 978-5-09-073923-8.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- за счет резерва часов добавлена «Итоговая контрольная работа за курс 6 класса» (1 час).
Цель изучения курса в 6 классе:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Задачи курса:
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
-воспитания уважения к трудовой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
3
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию
являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия
человека и животного;
основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с
ограниченными возможностями здоровья;
роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение
и труд;
познание человеком мира и самого себя;
межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе,
общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;
семья как малая группа и семейные отношения.
Ценностно-мотивационная:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов
общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций;
установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека;
понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и
значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как
основного вида деятельности для учащихся.
Эстетическая:
4
понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного
мира человека).
Коммуникативная:
знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет
осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
В результате изучения обществознания в 6 классе в изучаемом разделе
Загадка человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных
привычек, угрожающих здоровью;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и
отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами
коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных
параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Человек и его деятельность
Выпускник научится:
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества
Человек среди людей
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных
традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
5
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок (1 ч)
Тема 1. Загадка человека (12 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность
человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность
— плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни
человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и
занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Способности и потребности человека.
Тема 2. Человек и его деятельность (9 ч.)
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся
трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение
образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком
мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема 3. Человек среди людей (12 ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения
человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения
подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные.
Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты.
Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные
способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг
семьи.
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.
Наименование разделов и тем
Вводный урок
Тема 1. Загадка человека
Тема 2. Человек и его деятельность
Тема 3. Человек среди людей
Итого:
Учебные
часы
Контрольные
работы
1
12
9
12
34
Практическая
часть
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
№ п/п
выполнен
темы урока
ия
план факт план факт
1.
Вводный урок
Тема 1. Загадка человека (12 ч.)
2.
Принадлежность к двум мирам
Примечание
6
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
Принадлежность к двум мирам
Человек - личность
Человек - личность
Отрочество – особая пора
Отрочество – особая пора
Потребности и способности человека
Потребности и способности человека
Когда возможности ограничены
Когда возможности ограничены
Мир увлечений
Практикум по теме: «Загадка человека»
Тема 2. Человек и его деятельность (9 ч.)
Деятельность человека
Деятельность человека
Труд – основа жизни
Труд – основа жизни
Учение – деятельность школьника
Учение – деятельность школьника
Познание человеком мира и себя
Познание человеком мира и себя
Практикум по теме: «Человек и его деятельность»
Тема 3. Человек среди людей (12 ч.)
Отношения с окружающими
Отношения с окружающими
Общение
Общение
Человек в группе
Человек в группе
Отношения со сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях
Конфликты в межличностных отношениях
Семья и семейные отношения
Практикум по теме «Человек среди людей»
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
7
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание
Класс: 6
ФИО учителя Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
8