РП Обществознание 7 класс_2021

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторской программой: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 7
класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.:
Просвещение, 2020. — 127 с.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебник:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов и др.]. –
2-е изд. - М. : Просвещение, 2020. – 175 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-073925-2.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- в качестве заключительного урока добавлена «Итоговая контрольная работа за курс 7
класса» (1 час).
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности
в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и
особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие
задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры;
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне
идеалов и ценностей демократического общества;
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению основных социальных ролей в пределах дееспособности личности
в подростковом возрасте;
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных
способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, способах регуляции деятельности людей;
• знание на доступном уровне ключевых научных понятий об основных социальных
объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умение находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках,
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку
событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

4

• знание основных нравственных и правовых норм и правил, понимание их роли как
основных регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
для изучения курса социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания в 7 классе в изучаемом разделе:
Мы живем в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной
и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к
социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению
в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;

5

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и
обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие;
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с
опорой на экономические знания;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Наша Родина - Россия
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской
Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской
Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина
страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из
адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие
в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Мы живём в обществе (23 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные
нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство.
Материальные (экономические) блага.
Затраты производства. Обмен. Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Богатство
материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение
человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и
положение в обществе.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить
справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас.
Культурный человек.
Тема 2. Наша Родина — Россия (11 ч.)

6

Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный.
Патриотизм.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов
России. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ.
Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия —
многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Долг и обязанность. Зачем
нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные
раздела
часы
работы
и тем
1.
Мы живем в обществе
23
2.
Наша Родина - Россия
11
1
1
Итого:
34

Практическая
часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
выполнен
ия
факт план факт

№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Название раздела (кол-во часов),
темы урока
Тема 1. Мы живем в обществе (23 ч.)
Как устроена общественная жизнь
Как устроена общественная жизнь
Что значит «жить по правилам»
Что значит «жить по правилам»
Экономика и ее основне участники
Экономика и ее основне участники
Производственная деятельность человека
Производственная деятельность человека
Обмен, торговля, реклама
Обмен, торговля, реклама
Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство
Бедность и богатство
Бедность и богатство
Человек в обществе: труд и социальная лестница
Человек в обществе: труд и социальная лестница
Зачем людям государство
Зачем людям государство
Почему важны законы
Почему важны законы
Культура и ее достижения
Культура и ее достижения
Практикум по теме «Мы живем в обществе»
Тема 2. Наша Родина – Россия (11 ч.)
Наша страна на карте мира
Наша страна на карте мира

Примечание

7

26.
27.
28.
29
30
31.
32.
33.
34.

Государственные символы России
Государственные символы России
Конституция Российской Федерации
Гражданин России
Гражданин России
Мы – многонациональный народ
Защита Отечества
Практикум по теме «Наша Родина – Россия»
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

8

Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание

Класс: 7

ФИО учителя Стулина Татьяна Владимировна
Четверть

1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».