РП Обществознание 8 класс_2021

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями)
- Авторской программой: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 8
класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М. :
Просвещение, 2020. — 191 с.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебник:
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. –
2-е изд. — М.: Просвещение, 2020. – 271 с. – ISBN 978-5-09-074056-2.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- за счет часов резерва добавлена «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса» (1 час).
Основная цель изучения курса в 8 классе: дать целостное представление об обществе;
основных сферах общественной жизни; о процессе восприятия социальной (в том числе правовой)
информации и определения собственной позиции; правовой культуры; основы политических
знаний; способности к самоопределению и самореализации;
Задачи изучения курса:
- создание условий для социализации личности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных
жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взросления;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные
результаты
изучения
обществознания
восьмиклассниками
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;

3

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, способах регуляции деятельности людей;
• знание на доступном уровне ключевых научных понятий об основных социальных
объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умение находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках,
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку
событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых норм и правил, понимание их роли как
основных регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
для изучения курса социальной информации;

4

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания в 8 классе в изучаемом разделе:
Личность и общество
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм
общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных
суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной
сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать
основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их
сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в
нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в
обществе;

5

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных
публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и
использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических
данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
•
использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
•
ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной
структуры и социальных отношений в современном обществе;
•
адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества,
получаемую из различных источников;
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
Экономика
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль
государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество.(5 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры. (8 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали.
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

6

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы
системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера.(7 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между
поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому,
традициям,
обычаям
народа.
Взаимодействие
людей
в
многонациональном
и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика.(13 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан.
Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая
политика.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные
раздела
работы
и тем
1.
Вводный урок
1
2.
Личность и общество
5

Практическая
часть

7

3.
4.
5.

Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Итого:

8
7
13
34

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
№ п/п
выполнен
темы урока
ия
план факт план факт
1.
Вводный урок
Тема 1. Личность и общество (5 ч.)
2.
Что делает человека человеком?
3.
Человек, общество, природа
4.
Общество как форма жизнедеятельности людей
5.
Развитие общества
6.
Практикум по теме: «Личность и общество»
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)
7.
Сфера духовной жизни
8.
Мораль
9.
Моральный выбор – это ответственность.
10.
Образование
11.
Наука в современном обществе
12.
Религия как одна из форм культуры
13.
Влияние искусства на развитие личности и общества
14.
Практикум по теме: «Сфера духовной культуры»
Тема 3. Социальная сфера (7 ч.)
15.
Социальная структура общества
16.
Социальные статусы и роли
17.
Семья как малая группа
18.
Нации и межнациональные отношения.
19.
Социализация личности и отклоняющееся
поведение
20
Социальная политика государства
21.
Практикум по теме: «Социальная сфера»
Тема 4. Экономика (13 ч.)
22.
Экономика и ее роль в жизни общества
23.
Главные вопросы экономики
24.
Рыночная экономика
25.
Производство – основа экономики
26.
Предпринимательская деятельность
27.
Инфляция и семейная экономика
28.
Банковские услуги
29.
Страховые услуги
30
Рынок труда и безработица
31.
Современный работник
32.
Практикум по теме: «Экономика»
33.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
34.
Итоговый урок

Примечание

8

Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание

Класс: 8

ФИО учителя Стулина Татьяна Владимировна
Четверть

1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».