2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. № 1897 (с дополнениями и изменениями).
- Авторской программой: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 9
класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М. :
Просвещение, 2020. — 190 с.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями).
Учебник:
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]
— М.: Просвещение, 2019. – 224 с. – ISBN 978-5-09-070427-4.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- за счет часов резерва:
добавлены уроки «Итоговое повторение по разделу «Политика» (1 час), «Итоговое
повторение по разделу «Гражданин и государство» (1 час);
добавлена «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса» (1 час).
Цели изучения курса в 9 классе:
развитие личности в ответственный период социального взросления;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности
в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных и межнациональных отношений, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения курса:
- приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне
идеалов и ценностей демократического общества;
- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
- освоение основных компетенций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении
к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
3
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам
и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, способах регуляции деятельности людей;
• знание на доступном уровне ключевых научных понятий об основных социальных
объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умение находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках,
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями), давать оценку событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых норм и правил, понимание их роли как
основных регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
4
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
для изучения курса социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания в 9 классе в изучаемом разделе:
Политика
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать
полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться
для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества
демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные
проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать
полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться
для разрешения той или типичной социальной ситуации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку;
5
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской
Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической
ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок (1 ч.)
Раздел I. Политика (10 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние
функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм.
Демократические ценности.Развитие демократии в современном мире. Правовое государство.
Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское
общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие
граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные
черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их
решения. Международные организации.
Раздел II. Гражданин и государство (7 ч.)
Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства. Основы
отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений
с государством. Понятие прав, свобод и обязанностей. Воздействие международных документов
по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Президент РФ — глава государства. Законодательная и представительная власть в РФ.
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в стране. Субъекты Российской
Федерации. Принципы федеративного устройства России. Статус субъектов федерации.
Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
Судебная власть РФ. Принципы осуществления судебной власти в РФ. Суды Российской
Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы РФ.
Адвокатура. Нотариат.
Раздел III. Основы российского законодательства (12 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права».
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Сущность и особенности правоотношений.
Различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера
6
дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Физические и
юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические
действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Сущность гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских
правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита
прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и
взаимная
ответственность
работника
и
работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений.
Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей.
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях
(КоАП). Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Особенности
уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Необходимая
оборона. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооружённых конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение
образования — и право, и обязанность.
Итоговое повторение (4 ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование разделов и тем
Вводный урок
Раздел 1. Политика
Раздел
2.
Гражданин
и
государство
Раздел 3. Основы российского
законодательства
Итоговое повторение
Итого:
Учебные
часы
Контрольные
работы
Практическая часть
1
10
7
12
4
34
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
№ п/п
выполнен
темы урока
ия
план факт план факт
1.
Вводный урок
Раздел 1. Политика (10 ч.)
2.
Политика и власть
3.
Государство
4.
Политические режимы
5.
Правовое государство
6.
Гражданское общество и государство
7.
Участие граждан в политической жизни
8.
Политические партии и движения
Примечание
7
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31
32.
33.
34.
Межгосударственные отношения
Практикум по разделу: «Политика»
Практикум по разделу «Политика»
Раздел 2. Гражданин и государство (7 ч.)
Основы конституционного строя Российской
Федерации
Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти в РФ
Россия – федеративное государство
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Практикум по разделу «Гражданин и государство»
Раздел 3. Основы российского законодательства (12 ч.)
Роль права в жизни человека, общества и
государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семья под защитой закона
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере
образования
Практикум по разделу «Основы российского
законодательства»
Практикум по разделу «Основы российского
законодательства»
Итоговое повторение (4 ч.)
Итоговое повторение по разделу «Политика»
Итоговое повторение по разделу «Гражданин и
государство»
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
Итоговый урок
8
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание
Класс: 9
ФИО учителя Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
9