2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории в 10 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №
413 (с дополнениями и изменениями);
- методическим письмом ГБОУ ДПО РК КРИППО «Об особенностях преподавания истории
в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2021-2022 учебном году.
- Авторскими программами:
Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и
углубл. уровни / М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение,
2020. — 208 с.
Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История
России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н.
Журавлева, И.Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. — 135 с.
Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» ФГОС, утвержденной приказом директора №
от …………
Учебники:
- История России. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 /
М.М. Горинов и др. ; под ред А.В. Торкунова. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2019. – 175 с. : ил.,
карт. - ISBN 978-5-09-067828-5.
- История России. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2 /
М.М. Горинов и др. ; под ред А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с. : ил.,
карт. - ISBN 978-5-09-067827-8.
- Сороко-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под
ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 352 с., ил., карт. - ISBN 978-5-09-070399-4.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- урок № 1 по всеобщей истории «Введение. Новейшая история как историческая эпоха»
интегрирован с уроком по истории России «Мир и Россия в 1914 г.» темы 1 «Россия в годы «великих
потрясений»;
- в историю России и всеобщую историю добавлены часы на итоговое повторение (3 часа);
- добавлен 1 час на «Итоговую контрольную работу за курс 10 класса» (1 час учитывается в
истории России).
В соответствии с требованиями ФГОС СОО вопросы по истории Крыма (региональный
компонент) введены в уроки «Истории России»: «Российская империя в Первой мировой войне»,
«Великая российская революция: октябрь 1917 г.», «Гражданская война», «Образование СССР.
Национальная политика в 1920-е гг.», «Советская национальная политика в 1930-е гг.», в уроки
темы «Великая Отечественная война», «Крым в годы Великой Отечественной войны».
Целью изучения курса истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и
социализация учащихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего
времени.
Задачи изучения курса истории в 10 классе:
- дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и
цивилизаций, их роли в становлении современного мира.
- помочь учащемуся выработать историческое мышление - подход к общественным явлениям
в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным
историческим опытом.
- расширить представления учащихся о характере современной исторической науки,
неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним.
- способствовать овладению учащимися приемов исторического анализа.
3
- помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту
других народов, цивилизации, способствовать усвоению ими демократических ценностей и
выработки у учащихся толерантности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей
истории;
освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских
государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации политических идеологий и
общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма,
национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений)
при изучении таких исторических ситуаций, как возникнивение и распространение фашизма в
Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
понимание культурного многообразия современного мира;
уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего
и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие мира в современную эпоху;
становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом;
складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения.
Метапредметные результаты изучения курса включают формирование универсальных
учебных действий:
формирование межпредметных понятий: факт, система, закономерность, анализ;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе
материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей
достижения цели;
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
4
работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с
позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием
решения;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
адекватное
использование
речевых
средств
для
решения
различных
коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического
контекстного высказывания;
владение основами коммуникативной рефлексии;
реализация проектно-исследовательской деятельности;
выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проведение исследования её объективности (под руководством учителя);
формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и
преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического
представления в текстовое и наоборот;
определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции
перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе
исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное
и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:
целостные представления об историческом пути народов и государств мира в
Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного)
общества;
исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их
изменениях на протяжении ХХ в., использование исторической карты для анализа и описания
исторических процессов;
знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в
ХХ в.;
знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в
политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения,
урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки
в ХХ в.;
представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в.,
понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой
культуры;
уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические
знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с
историей России;
5
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени,
их связи с современностью;
владение умениями получать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей
истории ХХ в.;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм,
всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории ХХ в., аргументация своей позиции.
В результате изучения истории в 10 классе:
Выпускник научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России
в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
определять место и время создания исторических документов;
6
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей
России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей XX века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов,
владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (23 ч.)
Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (4 ч.)
.Мир накануне Первой мировой войны
Мир в начале ХХ в.–предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленнотехнологическая революция как основа перемен. Индустриальное общество: главные векторы
исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности модернизации. Усиление
регулирующей роли государства в экономике и социальный реформизм. Быт и образ жизни в
индустриальную эпоху начала массового промышленного производства.
Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение
конкуренции между индустриальными державами. Социальные реформы и милитаризация как два
альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала.
Демократизация политической жизни. Партии и главные линии политической борьбы.
Основные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм, анархизм. Либералы у
власти. Эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Появление леворадикального
крыла в социал- демократии. Подъём рабочего движения и создание профсоюзов. Анархизм. Рост
националистических настроений.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными
колониальными державами в начале ХХ в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание
противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Антанта и Тройственный
союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений. Локальные конфликты как
предвестники «Великой войны».
Первая мировая война. 1914–1918 гг.
Июльский (1914) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Нападение АвстроВенгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии,
Черногории, Бельгии. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и
сражения Первой мировой войны. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под
7
Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции. Война на
море. Морское сражение при Гельголанде. Позиционная война. Новые методы ведения войны.
Борьба на истощение. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух
противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Война в Месопотамии, Африке и Азии.
Битва при Вердене. Сражение на Сомме. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение.
Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Великая
российская революция 1917 г. и выход Советской России из войны. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на
Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Сражение под
Амьеном. Капитуляция государств Четверного союза. Участие колоний в европейской войне. Новые
практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Человек и
общество в условиях войны. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений
и разрушений. Политические и морально- психологические последствия войны.
Глава II. Межвоенный период (1918–1939) (12 ч.)
Последствия войны: революции и распад империй
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества.
«Восстание масс» – вовлечение широких масс в политику и общественную жизнь. Изменения в
расстановке политических сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ.
Образование представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических
партий. Создание Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль в мировой
политике. Активизация праворадикальных сил – образование и расширение влияния фашистских
партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны. Международная роль Великой российской революции 1917 г. Ноябрьская
революция в Германии 1918г. Австрийская революция. Венгерская революция. Венгерская
советская республика 1919 г. Образование Чехословакии и Югославии. Распад Российской
империи. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР.
Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918–1923 гг. и
кемализм.
Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и
планы участников. Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного
урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как
гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. Оформление ВерсальскоВашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между
великими державами. Неустойчивость новой системы международных отношений.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г. Советскогерманское соглашение в Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России. Планы Дауэса и
Юнга. Эра пацифизма в 1920 -е гг. Формирование новых военно-политических блоков – Малая
Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Локарнские договоры 1925 г. Пацифистское движение.
Пакт Бриана-Келлога 1928 г. об отказе от войны.
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.
Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»),
торжество консерватизма и охранительная реакция на «красную угрозу» в США. Перемещение
экономического центра капиталистического мира в Соединенные Штаты. Эпоха зрелого
индустриального общества. Кумиры и символы 1920-х гг. Контрасты богатства и бедности.
Политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе.
Коалиционные правительства в Великобритании, участие лейбористской (рабочей) партии в
управлении страной. Всеобщая забастовка рабочих в Великобритании в 1926 г. «Национальный
блок» и «Картель левых» во Франции.
Б.. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание
фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии. Авторитарные
режимы в Европе: Польша и Испания.
Кризис Веймарской республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г. восстание
8
коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский «пивной путч» в Мюнхене 1923 г.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода
Причины экономического кризиса 1929–1933 гг. и его масштабы. Человек и общество в
условиях «Великой депрессии». Социально- политические последствия мирового экономического
кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных
пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая
модель – обеспечение прав граждан, социальные реформы и государственное регулирование.
Кейнсианство как идеология и практика государственного регулирования экономики: массовому
производству должно соответствовать массовое потребление (спрос).
Тоталитарные и авторитарные режимы – свертывание демократии, государственный
контроль, использование насилия и внешняя экспансия. Типы политических режимов, главные
черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920–1930-е гг.
Тоталитарные экономики.
Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания:
«национальное правительство»
Основные экономические и социальные реформы «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта: закон о
восстановлении промышленности, закон о регулировании сельского хозяйства, Закон Вагнера о
трудовых отношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социально-ориентированного
этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог
«Нового курса». Реакция американского общества на «Новый курс» и отношение к Ф.Д. Рузвельту
как к государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930-е гг. Особенности
экономического кризиса 1929–1933 г. в Великобритании. Политика социального маневрирования,
формирования коалиционных правительств и поиска национального согласия в Великобритании в
1930-е гг.
Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение
социальных проблем в условиях мирового кризиса. Нацистская партия на пути к власти.
Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда.
Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского
режима (1933–1939). Поджег Рейхстага и принятие чрезвычайного законодательства. Роспуск
партий, профсоюзов, закон о единстве партии и государства 1933 г. «Ночь длинных ножей».
«Хрустальная ночь». Нюренбергские законы. Роль нацистской партии и фашистского
корпоративного государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни
страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма как
террористической тоталитарной нацистской диктатуры. Немецкое общество в эпоху Третьего
рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции и Испании. Гражданская война в
Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму
Политическая неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в
начале 1930-х гг. Фашистский путч 1934 г. Формирование единого антифашистского фронта. VII
Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах коалиции
«Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г. Политика
«Народного фронта» в 1936–1939 гг.: запрет военизированных фашистских организаций и
прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и обеспечение социальной
стабильности.
Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе: левый и
правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа «Народного фронта» в
Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936–1939). Поддержка мятежников
фашисткой Италией и нацисткой Германией Социальные преобразования в Испании. Политика
«невмешательства» западных держав. Испанская республика и советский опыт.
Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида.
9
Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Франкизм.
Установление авторитарного режима Э. Дольфуса в Австрии в 1934 г. Австрофашизм.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора
Конец эры пацифизма и крах Версальско- Вашингтонской системы. Односторонний
пересмотр Версальского договора нацисткой Германией в 193З–1936 гг. Оккупация Рейнской зоны.
Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения» агрессоров со стороны ведущих стран
Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин – Рим – Токио (1937). Аншлюс Австрии.
Судетский кризис. Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской области Чехословакии к
Германии. Ликвидация независимости чехословацкого государства. Агрессивные действия Италии
и Японии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты.
Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры
весной-летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939), секретные соглашения к ним и их
последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Восток в первой половине XX в.
Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и
сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание».
Курс Японии на внешнюю экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и революции в
Китае в первой половине ХХ в. Китай после Синьхайской революции. Национальная революция
1925–1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши –
капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства. Гражданская война Чан
Кайши с коммунистами в 1928–1937 гг. Советское движение и причины его поражения («Великий
поход» коммунистов). Агрессия Японии в Северном Китае. Японо- китайская война 1937–1945 гг.
Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский
национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их
роль в ликвидации колониального режима.
Развитие культуры в первой трети XX в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм,
реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети XX в.
Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.
Глава III. Вторая мировая война (6 ч.)
Причины и характер Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих
сторон. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в
Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Позиция нейтральных государств. Разгром
Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский
договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и
Северной Буковины к СССР.
Советско-финляндская война и ее международные последствия. Политика СССР на
начальном этапе Второй мировой.
Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. «Линия Мажино». Поражение Франции
в июне 1940 г. Битва за Британию и захват Балкан. Идеологическое и политическое обоснование
агрессивной политики нацистской Германии.
Рост советско-германских противоречий. Планы Германии в отношении СССР. Нападение
Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война – составная часть Второй
мировой войны. Восточный фронт – главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной
войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г.
Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор.
Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942.
Война в Северной Африке.
Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников.
Атлантическая хартия. Ленд-лиз.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская битва.
10
Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии.
Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной Африке. Битва при
Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной
Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини
в сентябре 1943 г.
Тегеранская конференция «большой тройки» 28 ноября – 1 декабря1943 г. Вопрос об
открытии Второго фронта во Франции.
Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. План «Ост». Нацистский «новый
порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз
населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое уничтожение
военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления и коллаборационизм.
Освободительные армии в Греции и Югославии. Партизанская война в Югославии.
Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах
Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в
1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во
Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера 20 июля 1944
г. Выход из войны бывших союзников Германии – Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии.
Восстания в Париже, Варшаве, Словакии.
Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. ВислоОдерская операция Красной Армии в январе-феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская
(Ялтинская) конференция трех держав 4–11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в
апреле – мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г.
Решающая роль СССР в освобождении Европы. Противоречия между союзниками по
Антигитлеровской коалиции. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав 17 июля–2
августа 1945 г.
Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944
г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну
против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября
1945 г. Окончание Второй мировой войны.
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Главный итог Второй
мировой войны — разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической
Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств, объединившаяся на демократической
основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны.
Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование.
Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии.
Договоры с союзниками Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францисская
конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс
над главными военными преступниками. Суды над коллаборационистами в Европе. Токийский
процесс над главными японскими военными преступниками.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ РОССИИ (45 ч.)
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений» (12 ч.)
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и венно-стратегические планы командования. Боевые действия на Австрогерманском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский
прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские
батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в
настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и
общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных
11
комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность.
Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и
реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных
настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в
правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный
блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи:
восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы,
интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли
армии в жизни общества.
Российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность
и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры
накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль-март: восстание в
Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри
страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства программа его деятельности. Петроградский Совет
рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна-лето: «зыбкое равновесие» политических сил
при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».
Православная церковь. Всероссийский Поместный Собор восстановление патриаршества.
Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение
России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства
и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эссеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о
мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской
империи. Национализация промышленности.
Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и
школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания.
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и
формирование многовластия на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с
контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия.
Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция
Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как
общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события
Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и
взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака,
А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях, занятых
антибольшевистскими силами. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные»
продотряды и «белые» реквизиции. Политика военного коммунизма. Продразверстка,
принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭРЛО. Создание регулярной
12
Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и
«белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу
чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине,
в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение
армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
формирование русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце
1921-1922 г.
Идеология и культура периода Гражданской войны и военного коммунизма.
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей.
«Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и
кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков.
Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных
привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и
общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товарные карточки, субботники
и трудовые мобилизации. Деятельность трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, черный рынок и
спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на
психологию населения.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Тема 2. Советский Союз в 1920–1930-е гг. (16 ч.)
СССР в годы нэпа. 1921–1928
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление.
Реквизиция
церковного
имущества,
сопротивление
верующих
и
преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой
экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым
продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–
1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного
хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в
СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация
в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика
«коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административнотерриториальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в
СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин
в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата.
Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин.
Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана
материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга.
Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских
классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные
коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Советский Союз в 1929–1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и
инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация
13
частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание».
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в
СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в
центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание
новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.
Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности.
Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную
державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа
личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных
руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого
курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение
паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные
операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик.
Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные
характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и
национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936
г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к
ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение
традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и
праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое
движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью.
Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре
(конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности
в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена
алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и
Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека».
Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского
патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта.
Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии
и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые
награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней
школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства.
Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический
реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского
зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ,
ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники.
Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х
годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок.
Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и
миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток.
Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг
в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и
14
комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как
инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из
международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание
угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе.
Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке ХалхинГол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и
освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных
тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.
Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР
Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной
Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Наш край в 1920–1930-е гг.
Тема 3. Великая Отечественная война (13 ч.)
Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил
сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства
страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного
ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады
Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под
Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача РжевскоВяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и
трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка
экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной
дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план
Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения.
Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.
Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских
людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового
сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское
наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона
Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и
наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев.
Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение
сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход
советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение
Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной
армии летом–осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в
крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия.
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов
в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!».
15
Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном
производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в
фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая
повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность
в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в
городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и
общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ.
Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу.
Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые
корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор.
Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол
митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей
религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк
«Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском
фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма.
Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и
Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской
армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание
войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских
граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое
превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных
районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной
жизни. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви.
Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика
денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение
проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые
действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные
бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН.
Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».
Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты
Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Итоговое повторение (4ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные
раздела
часы
работы
и тем
Всеобщая история (26 ч.)
1.
Раздел I. Мир накануне и в годы Первой
4
мировой войны
2.
Раздел II. Межвоенный период (191812
1939)
Практическая
часть
16
3.
Раздел III. Вторая мировая война
4.
Итоговое повторение
История России (45 ч.)
5.
Тема 1. Россия в годы «великих
потрясений»
6.
Тема 2. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
7.
Тема 3. Великая Отечественная война
8.
Итоговое повторение
Итого:
6
1
12
16
13
4
68
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
Примечание
выполнен
темы урока
ия
факт план факт
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений» (12 ч.)
Введение. Новейшая история как историческая
эпоха. Мир и Россия в 1914 г.
Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (4 ч.)
Мир накануне Первой мировой войны
«Новый империализм». Происхождение Первой
мировой войны
Первая мировая война. 1914–1918 гг.
Первая мировая война. 1914-1918 гг.
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений» (продолжение)
Российская империя в Первой мировой войне
Российская империя в Первой мировой войне
Великая российская революция: февраль 1917 г.
Великая российская революция: октябрь 1917 г.
Первые революционные преобразования
большевиков
Экономическая политика советской власти.
Военный коммунизм
Гражданская война
Гражданская война
Идеология и культура периода гражданской войны
Практикум по разделу «Россия в годы «великих
потрясений»
Урок обобщения и систематизации по разделу:
«Россия в годы «великих потрясений»
Раздел II. Межвоенный период (1918-1939) (12 ч.)
Последствия войны: революции и распад империй
Версальско-Вашингтонская система.
Международные отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг. США, Великобритания,
Франция
Страны Запада в 1920-е гг. Италия. Германия.
Авторитарные режимы в Европе: Польша, Испания.
Раздел II. Советский союз в 1920-1930-е гг. (16 ч.)
№
п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
17
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Экономический и политический кризис начала 1920х гг. Переход к НЭПу
Экономика НЭПа
Образование СССР. Национальная политика в 1920е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика
СССР в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика
СССР в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в
1920-е гг.
Раздел II. Межвоенный период (1918-1939) (продолжение)
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг.
Великая депрессия. Пути выхода
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д.
Рузвельта.
Великобритания:
«национальное
правительство»
Нарастание агрессии в мире. Установление
нацисткой диктатуры в Германии
Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции
и Испании. Гражданская война в Испании.
Австрофашизм
Международные отношения в 1930-е гг. Политика
«умиротворения» агрессора
Положение в странах Востока в первой половине ХХ
в. Своеобразие японской модернизации. Реформы и
революции в Китае в первой половине ХХ в.
Колониальные порядки и развитие демократического
самоуправления в Индии. Индийский национальный
конгресс. М. Ганди и его учение
Развитие культуры в первой трети XX в.
Раздел II. Советский союз в 1920-1930-е гг. (продолжение)
«Великий перелом». Индустриализация
Коллективизация сельского хозяйства
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Советская национальная политика в 1930-е гг.
Культурное пространство советского общества в
1930-е гг.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.
Практикум по разделу «Советский союз в 19201930-е гг.»
Урок обобщения и систематизации по разделу:
«Советский союз в 1920-1930-е гг.»
Раздел III. Вторая мировая война (6 ч.)
Причины и характер Второй мировой войны. Начало
войны. Военные действия в 1939–1941 гг. в Европе.
Начало войны на Тихом океане. Перл-Харбор. Война
в Северной Африке.
18
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Формирование
антигитлеровской
коалиции.
Атлантическая хартия. Ленд-лиз.
Тема 3. Великая Отечественная война (13 ч.)
СССР накануне Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Первый
период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)
Начало Великой Отечественной войны. Первый
период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)
Поражения и победы 1942 г. предпосылки
коренного перелома
Человек и война: единство фронта и тыла
Коллаборационизм.
Развертывание
массового
партизанского движения в СССР. Антифашистское
подполье.
Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом (ноябрь 1942 - 1943 г.)
Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом (ноябрь 1942 - 1943 г.)
Раздел III. Вторая мировая война (продолжение)
Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г.
Битва при Эль-Аламейне. Освобождение Северной
Африки.
Свержение
режима
Муссолини.
Тегеранская конференция «большой тройки»
Военные действия в Европе в 1944-1945 гг. Открытие
Второго фронта. Ялтинская конференция
Тема 3. Великая Отечественная война (продолжение)
Третий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны
Третий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны
Крым в годы Великой Отечественной войны
Практикум по теме «Великая Отечественная война»
Раздел III. Вторая мировая война (продолжение
Война с Японией. Окончание Второй мировой
войны. Итоги войны
Тема 3. Великая Отечественная война (продолжение)
Урок обобщения и систематизации по теме:
«Великая Отечественная война», «Вторая мировая
война»
Итоговое повторение (1 ч.)
Итоговое повторение по разделу: «Межвоенный
период (1918-1939)»
Итоговое повторение (4 ч.)
Итоговое повторение по теме: «Россия в годы
«великих потрясений»
Итоговое повторение по теме: «Советский союз в
1920-1930-е гг.»
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
Итоговый урок.
19
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: История
Класс: 10
ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
полугодие
2
полугодие
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
20