2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории в 11 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №
413 (с дополнениями и изменениями);
- методическим письмом ГБОУ ДПО РК КРИППО «Об особенностях преподавания истории
в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2021-2022 учебном году.
- Авторскими программами:
Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и
углубл. уровни / М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение,
2020. — 208 с.
Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История
России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н.
Журавлева, И.Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. — 135 с.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Научненская
СОШ» ФКГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017 (с изменениями)
Учебники
- - История России. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2 /
М.М. Горинов и др. ; под ред А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с. : ил.,
карт. - ISBN 978-5-09-067827-8.
- История России. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 3 /
М.М. Горинов и др. ; под ред А.В. Торкунова. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2019. – 159 с. : ил.,
карт. - ISBN 978-5-09-067826-1.
- Сороко-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под
ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 352 с., ил., карт. - ISBN 978-5-09-070399-4.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- добавлена «Итоговая контрольная работа за курс 11 класса (1 час) (час учитывается в
истории России).;
- часы резерва отданы на итоговое повторение по истории России.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО вопросы по истории Крыма (региональный
компонент) введены в уроки «Истории России»: «Восстановление и развитие экономики»,
«Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х-середине 1960-х гг.», «Социальноэкономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.», «Социально-экономическое
развитие СССР в 1985-1991 гг.», «Распад СССР», «Воссоединение Крыма с Россией».
Целью изучения курса истории в 11 классе является базовая историческая подготовка и
социализация учащихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего
времени.
Задачи изучения курса истории в 11 классе:
- дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и
цивилизаций, их роли в становлении современного мира.
- помочь учащемуся выработать историческое мышление - подход к общественным явлениям
в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным
историческим опытом.
- расширить представления учащихся о характере современной исторической науки,
неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним.
- способствовать овладению учащимися приемов исторического анализа.
- помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту
других народов, цивилизации, способствовать усвоению ими демократических ценностей и
выработки у учащихся толерантности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3
Личностные результаты:
осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей
истории;
освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских
государств и США второй половины ХХ – начала XXI в., процессами развития и трансформации
политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социалдемократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного
политических режимов;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений);
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
понимание культурного многообразия современного мира;
уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего
и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие мира в современную эпоху;
становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом;
складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения.
Метапредметные результаты изучения курса включают формирование универсальных
учебных действий:
формирование межпредметных понятий: факт, система, закономерность, анализ;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе
материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей
достижения цели;
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
4
формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с
позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием
решения;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
адекватное
использование
речевых
средств
для
решения
различных
коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического
контекстного высказывания;
владение основами коммуникативной рефлексии;
реализация проектно-исследовательской деятельности;
выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проведение исследования её объективности (под руководством учителя);
формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и
преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического
представления в текстовое и наоборот;
определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции
перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе
исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное
и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:
целостные представления об историческом пути народов и государств мира в
Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного)
общества;
исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их
изменениях во второй половине ХХ – начале XXI в., использование исторической карты для анализа
и описания исторических процессов;
знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов во
второй половине ХХ – начале XXI в.;
знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в
политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения,
урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки
во второй половине ХХ – начале XXI в.;
представления о достижениях в культуре европейских стран и США во второй
половине ХХ – начале XXI в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений,
причин формирования массовой культуры;
уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические
знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с
историей России;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени,
их связи с современностью;
5
владение умениями получать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей
истории второй половины ХХ – начала XXI в.;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм,
всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории во второй половине ХХ – начале XXI в.,
аргументация своей позиции.
В результате изучения истории в 11 классе:
Выпускник научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории во второй половине ХХ – начале
XXI в.;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории второй половины
ХХ – начала XXI в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России
в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
определять место и время создания исторических документов;
6
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей
России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей второй половины ХХ – начала XXI в.;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории второй половины ХХ – начала XXI в.;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов,
владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (23 ч.)
Глава IV. Соревнование социальных систем (19 ч.)
Тема 16. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой
половине 1950-х гг. (2 ч.)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и
главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм – «охота на
ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две
противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военнополитических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав – СССР и США. Ядерное
оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.
Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало
западноевропейской интеграции. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис
1948–1949 гг. Образование НАТО.
Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной
демократии. Создание Комиинформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации
Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».
Тема 17. Международные отношения в 1950–1980-е гг. (2 ч.)
Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции
в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной
напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина.
Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий
кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав.
Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений
и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Достижение
Советским Союзом паритета – равенства в ядерных боезарядах с США.
Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об
ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1) и Договор о противоракетной
7
обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в
Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские
войны. Обострение международной обстановки в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Перестройка и
гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление советскоамериканского диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.
Тема 18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970-е гг. «Общество
потребления» (2 ч.)
Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1950–1970-е гг.
Стабилизация международной валютной системы. Бретон-Вудские соглашения. Либерализация
мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и
Северной Америке: общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная
экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением
частнопредпринимательской инициативы.
Неокейнсианство как политика поощрения спроса – массовому производству должно
соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные
характеристики. «Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа производства.
Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. Особенности
государства благосостояния в развитых странах мира.
Тема 19. Кризисы 1970–1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества (2 ч.)
Причины и сущность экономических кризисов 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Предпосылки
перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства
социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все новых ресурсов
индустриального типа развития. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты
постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как
важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе.
Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация
производства, потребления, труда.
Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития
постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии
Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке.
Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических
стран в результат краха социализма как общественно-политической системы в результате
революций 1989–1991 гг.
Тема 20. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути» (2 ч.)
Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой
войны: формирование государства благосостояния с широкими социальными гарантиями и
вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие
частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух
подходов. Основания неконсервативного поворота: идеи самоорганизации рынка, монетаризм,
теория предложения. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация,
сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки
мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий
информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса
глобализации.
Основания политики «третьего пути»: идеи социальной ответственности гражданского
общества и государства перед малоимущими при поддержке частнопредпринимательской
инициативы. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал
(социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»:
улучшение качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов
богатства-бедности.
8
Тема 21. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения (2 ч.)
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине
ХХ – начале XXI вв. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий.
Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного реформизма.
Социалистический
интернационал.
Прогрессивный
альянс.
Политический
спектр.
Мировоззренческие основы главных политических идеологий: консерватизма, либерализма,
социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские
организации. Национализм.
Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное
движение. Феминистское движение. Движение за права человека. Всеобщая декларация прав
человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния
гражданского общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Изменение роли гражданского
общества в 1960-е гг. Новые левые. Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения
гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение.
Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.
Тема 22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы (2
ч.)
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного
социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические
кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956,
«Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ.
Революции 1989–1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в
бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже ХХ–ХХI вв. Вступление в НАТО и
Европейский союз.
Тема 23. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития (1 ч.)
Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианскобуддистского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона.
Проблема сочетания модернизации и традиций.
Азиатско-тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский
капитализм». Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое
развитие стран Тропической и Южной Африки.
Тема 24. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия (1 ч.)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире.
Роль военных в историческом развитии Турции. «Белая революция» и исламская революция в
Иране. Этапы развития истории Египта. Демократия и умеренный ислам в Индонезии.
Тема 25. Китай. Индия (2 ч.)
Гражданская война в Китае 1946–1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой
скачок» 1958–1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун.
Культурная революция 1966–1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г. Подавление
выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай – первая экономика
мира. Традиции и модернизация Китая.
Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Роль
партии Индийский национальный конгресс в истории страны. Реформы М. Сингха и их результаты.
«Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
Тема 26. Япония. Новые индустриальные страны (1 ч.)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Японское послевоенное «экономическое чудо». Роль традиций в экономическом рывке
Японии. Преимущества, которые стали тормозом в развитии страны. Реформы Д. Коидзуми и их
результаты. Тема Курильских островов в политике Японии.
9
«Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Роль внешних факторов и традиций в развитии
Новых индустриальных стран. Переход от авторитарных режимов к демократии. Особенности
развития Южной Кореи.
Глава V. Современный мир (4 ч.)
Тема 27. Глобализация и новые вызовы XXI в. 1 ч.)
Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой
торговли, ее последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального
информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные
противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации
человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало
четвертой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы.
Тема 28. Международные отношения в конце XX -начале XXI в. (2 ч.)
Окончание «холодной войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в
мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования
многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире.
Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство. Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Расширение и трансформация НАТО. Американо-российские отношения.
Международные и региональные конфликты. Конфликты на Балканах. Ближневосточный
конфликт. Ирак в центре международных конфликтов.
Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других
странах). Военная операция России в Сирии.
Тема 29. Культура во второй половине XX – начале XXI в. (1 ч.)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература.
Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Европейская и Нью-йоркская
школа в изобразительном искусстве (1945–1960). Художественные направления (поп-арт,
гиперреализм, концептуализм и др.).
Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного
пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной эволюции.
Формирование
новых
ценностей
постиндустриального
информационного
общества.
Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в
архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.
ИСТОРИЯ РОССИИ (45 ч.)
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. (26 ч.)
Тема 14. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) (6 ч.)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы.
Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация
фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и
приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции.
Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение
деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных
регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект»,
его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном
потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод
1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сохранение на период
восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
10
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные
репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского
антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в
«старых» и «новых» республиках.
Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами
«народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией.
Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации
Варшавского договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков.
Тема 15. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. (6 ч.)
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки
наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX
съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и
мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация.
Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры.
Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка
отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной
власти Хрущёва.
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать
Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научнотехническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и
гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса.
Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной
авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности.
Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных
республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу
1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего
класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного
труда. Расширение системы ведомственных НИИ.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические
вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса».
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие
внутреннего и международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в
жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная
культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущев и
интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и
«тамиздат».
ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные
программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой
тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления.
Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и
дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-
11
политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание
негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.
С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и
историками.
Тема 16. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. (7 ч.)
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Конституция СССР 1977 г.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская
реформа». Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики.
Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и
кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов
развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки
реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия
наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике.
Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост
социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных
деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоёв.
Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые
конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефициты и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино.
Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые
правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания.
Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина
Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США
в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в
Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъём антикоммунистических настроений в Восточной
Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И. Брежнев в оценках современников и историков.
Тема 17. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) (7 ч.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах.
Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.
С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и
государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.
Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности
населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим
лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни.
Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения.
12
«Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и
провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым
подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ
и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из
Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву
и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган
государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование
оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и
программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских
настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение
межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция
республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Превращение Б.Н. Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной
(Горбачёв) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева
Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль
«войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического
кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План
«автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский
процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР.
Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание
разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия
оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки
магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие
принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного
правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о
независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское
и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы
советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев,
Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и
историков.
Раздел V. Российская Федерация (12 ч.)
Тема 18. Становление новой России (1992–1999 гг.) (5 ч.)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных
полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
13
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая
терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение
жизненного уровня населения. Безработица. «Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост
недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления
реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–
1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина №
1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического
кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной
церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение
об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по
проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение.
Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление
российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного
государства. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного договора (1992г.) и
отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления
федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны.
Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма.
Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных
займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и
увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на
производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого
предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от
экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов
из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные
настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии.
Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской
деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис
образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.
Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем
социально-незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ–2 (1993г.). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных
настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на
постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в
рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и
движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы
1996г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу
1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
14
Тема 19. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации (7 ч.)
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина.
Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012г. и 2018г. Избрание В.В. Путина
президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат.
Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение
властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти
и гражданское общество. Стратегия развития страны.
Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и
монополии. Экономический подъем 1999–2007гг. и кризис 2008г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе
мировой рыночной экономики.
Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная
политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы
здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты.
Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Государственные программы
демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры
2014 г. в Сочи. Воссоединение Крыма с Российской Федерацией. Укрепление обороноспособности
страны. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоёв населения.
Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса
о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в
глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая
автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В.В. Путина.
Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие
в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. СНГ и ЕАЭС.
Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой
двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики
России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ
как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования
и науки. Основные достижения российских ученых. Религиозные конфессии и повышение их роли
в жизни страны. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Итоговое повторение (7 ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные
раздела
часы
работы
и тем
Всеобщая история (23 ч.)
1.
Глава IV. Соревнование социальных
19
систем
2.
Тема 16. Начало «холодной войны».
2
Международные отношения в 1945 —
первой половине 1950-х гг.
3.
Тема 17. Международные отношения в
2
1950–1980-е гг.
Практическая
часть
15
Тема 18. Завершение эпохи
индустриального общества. 1945–1970-е
гг. «Общество потребления»
5.
Тема 19. Кризисы 1970—1980-х гг.
Становление постиндустриального
информационного общества
6.
Тема 20. Экономическая и социальная
политика. Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути»
7.
Тема 21. Политическая борьба.
Гражданское общество. Социальные
движения
8.
Тема 22. Преобразования и революции в
странах Центральной и Восточной
Европы
9.
Тема 23. Страны Азии и Африки.
Деколонизация и выбор путей развития
10.
Тема 24. Мусульманские страны.
Турция. Иран. Египет. Индонезия
11.
Тема 25. Китай. Индия
12.
Тема 26. Япония. Новые
индустриальные страны
13.
Глава V. Современный мир
14.
Тема 27. Глобализация и новые вызовы
XXI в.
15.
Тема 28. Международные отношения в
конце XX — начале XXI в.
16.
Тема 29. Культура во второй половине
XX – начале XXI в.
История России (45 ч.)
17.
Раздел IV. Апогей и кризис советской
системы. 1945–1991 гг.
18.
Тема 14. «Поздний сталинизм» (1945–
1953 гг.)
19.
Тема 15. «Оттепель»: середина 1950-х –
первая половина 1960-х гг.
20.
Тема 16. Советское общество в середине
1960-х – начале 1980-х гг.
21.
Тема 17. Политика «перестройки». Распад
СССР (1985–1991 гг.)
22.
Раздел V. Российская Федерация
23.
Тема 18. Становление новой России
(1992–1999 гг.)
24.
Тема 19. Россия в 2000-е гг.: вызовы
времени и задачи модернизации
25.
Итоговое повторение
Итого:
4.
2
2
2
2
2
1
1
2
1
4
1
2
1
26
6
6
7
7
12
5
7
7
68
1
1
16
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
Название раздела (кол-во часов),
Примечание
выполнен
темы урока
ия
План факт план факт
Глава IV. Соревнование социальных систем (19 ч.)
Тема 16. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине
1950-х гг. (2 ч.)
1.
Начало «холодной войны». Международные
отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.
2.
Установление коммунистических режимов в
Восточной Европе
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. (26 ч.)
Тема 14. «Поздний сталинизм» (1945-1953 гг.) (6 ч.)
3.
Место и роль СССР в послевоенном мире
4.
Внешняя политика СССР в условиях начала
«холодной войны»
5.
Изменение в политической системе в
послевоенные годы
6.
Восстановление и развитие экономики
7.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы
8.
Урок обобщения и систематизации по теме
«Поздний сталинизм» (1945-1953 гг.)
Тема 15. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. (6 ч.)
9.
Смена политического курса
10.
Экономическое и социальное развитие в середине
1950-х- середине 1960-х гг.
11.
Экономическое и социальное развитие в середине
1950-х- середине 1960-х гг.
12.
Культурное пространство и повседневная жизнь в
середине 1950-х – середине 1960-х гг.
13.
Политика мирного сосуществования в 1950-х –
первой половине 1960-х гг.
14.
Урок обобщения и систематизации по теме
«Оттепель»: середина 1950-х первая половина
1960-х гг.
Глава IV. Соревнование социальных систем (продолжение)
Тема 17. Международные отношения в 1950–1980-е гг. (2 ч.)
15.
Международные отношения в 1950-1960-е гг.
16.
Международные отношения в 1970-1980-е гг.
Тема 18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970-е гг. «Общество
потребления» (2 ч.)
17.
Факторы, обусловившие экономический подъем в
странах Запада в 1950-1970-е гг.
18.
Государство благосостояния, его основные
характеристики. «Общество потребления»
Тема 19. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества (2 ч.)
№
п/п
17
Причины и сущность экономических кризисов
1970-1980-х гг. Главные черты
постиндустриального общества
20.
Переход к демократическим формам правления как
вектор исторического развития
постиндустриального общества
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. (продолжение)
Тема 16. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. (7 ч.)
21.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х
гг.
22.
Социально-экономическое развитие страны в 1960х – середине 1980-х гг.
23.
Социально-экономическое развитие страны в 1960х – середине 1980-х гг.
24.
Культурное пространство и повседневная жизнь во
второй половине 1960-х – первой половине 1980-х
гг.
25.
Политика разрядки международной
напряженности
26.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки
реформ
27.
Урок обобщения и систематизации по теме
«Советское общество в середине 1960-х – начале
1980-х гг.»
Глава IV. Соревнование социальных систем (продолжение)
Тема 20. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика
«третьего пути» (2 ч.)
28.
Экономическая и социальная политика.
Неоконсервативный поворот. Политика «третьего
пути» (США, Великобритания, Франция, Италия,
Германия)
29.
Экономическая и социальная политика.
Неоконсервативный поворот. Политика «третьего
пути» (США, Великобритания, Франция, Италия,
Германия)
Тема 21. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения (2 ч.)
30.
Изменения в партийно-политической расстановке
сил в странах Запада во второй половине XX –
начале XXI вв.
31.
Гражданское общество в период индустриального
развития
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. (продолжение)
Тема 17. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) (7 ч.)
32.
Социально-экономическое развитие СССР в 19851991 гг.
33.
Перемены в духовной сфере жизни общества в
годы перестройки
34.
Реформа политической системы
35.
Новое политическое мышление и перемены во
внешней политике
19.
18
Национальная политика и подъем национальных
движений
37.
Распад СССР
38.
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Советское общество в середине 1960-х – начале
1980-х гг.», «Политика «перестройки». Распад
СССР (1985-1991 гг.)
Глава IV. Соревнование социальных систем (продолжение)
Тема 22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы (2 ч.)
39.
Утверждение основ тоталитарного социализма.
Нарастание кризисных явлений в экономике и
социальной сфере
40.
Революции 1989-1991 гг.
Тема 23. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития (1 ч.)
41.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор
путей развития
Тема 24. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия (1 ч.)
42.
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет.
Индонезия
Тема 25. Китай. Индия (2 ч.)
43.
Китай. Традиции и модернизация
44.
Индия. Модернизация и роль традиций
Тема 26. Япония. Новые индустриальные страны (1 ч.)
45.
Япония. Новые индустриальные страны
Раздел V. Российская Федерация (12 ч.)
Тема 18. Становление новой России (1992–1999 гг.) (5 ч.)
46.
Российская экономика на пути к рынку
47.
Политическое развитие Российской Федерации в
1990-е гг.
48.
Межнациональные отношения и национальная
политика в 1990-е гг.
49.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
50.
Геополитическое положение и внешняя политика в
1990-е гг.
Тема 19. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации (7 ч.)
51.
Политическая жизнь России в начале XXI в..
52.
Экономика России в начале XXI в.
53.
Повседневная и духовная жизнь
54.
Внешняя политика России в начале XXI в.
55.
Россия в 2008-2019 гг.
56.
Воссоединение Крыма с Россией
57.
Урок обобщения и систематизации по темам:
«Становление новой России (1992–1999 гг.)»,
«Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи
модернизации»
Глава V. Современный мир (4 ч.)
Тема 27. Глобализация и новые вызовы XXI в. (1 ч.)
58.
Глобализация и новые вызовы XXI в.
Тема 28. Международные отношения в конце XX — начале XXI в. (2 ч.)
59.
Окончание «холодной войны». Региональная
интеграция в мире
36.
19
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Международные и региональные конфликты.
Международный терроризм
Тема 29. Культура во второй половине XX – начале XXI в. (1 ч.)
Культура во второй половине XX – начале XXI в.
Итоговое повторение (7 ч.)
Итоговое повторение по теме «Поздний
сталинизм» (1945-1953 гг.)
Итоговое повторение по теме «Оттепель»:
середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
Итоговое повторение по теме «Советское общество
в середине 1960-х – начале 1980-х гг.»
Итоговое повторение по теме «Советское общество
в середине 1960-х – начале 1980-х гг.»
Итоговое повторение по теме «Политика
«перестройки». Распад СССР (1985-1991 гг.)
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса
Итоговый урок. XX век в истории России
20
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: История
Класс: 11
ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть
1
полугодие
2
полугодие
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
21