РП Обществознание 10 класс_2021

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с::
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №
413 (с дополнениями и изменениями);
- Авторской программой: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10
класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.].
— М. : Просвещение, 2020. — 272 с.
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (ФГОС), утвержденной приказом директора №
от
Учебник:
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. - М. :
Просвещение, 2020. – 319 с. – ISBN 978-5-09-073926-9.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения:
- добавлены часы на итоговое повторение (4 часа) и «Итоговая контрольная работа за курс
10 класса» (1 час).
Цели изучения курса в 10 классе:

создание условий для социализации личности;

формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания
личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и
самообразования;

формирование основ мировозренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;

содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи курса:
-развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления;
- развитие способности к самоопределению и самореализации;
- освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса обществознания в 10 классе являются:

умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;

умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;

умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их
примерами;

умение различать абсолютную и относительную истины;

умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;

умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;

умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного
права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

3

умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;

умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и
навыки:

умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;

выявление особенностей научного познания;

выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и
самообразования в жизни человека;

умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинноследственных связей;

раскрытие связи между мышлением и деятельностью;

способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и
вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;

умение использовать наглядные формы представления информации в качестве
источника социальных и правовых знаний.
Предметные результаты изучения обществознания включают:

выделение черт социальной сущности человека;

определение роли духовных ценностей в обществе;

умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;

умение различать виды искусства;

выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;

выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей
многообразие и противоречивость социального развития;

умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;

сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;

выделение основных элементов системы права;

выстраивание иерархии нормативных актов;

выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;

умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться
в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;

аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика
способов защиты экологических прав;

раскрытие содержания гражданских правоотношений;

умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

4

умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;

способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
 извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
В результате изучения обществознания в 10 классе в изучаемом разделе:
Человек в обществе
Выпускник научится

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Выпускник получит возможность научиться

использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

характеризовать основные методы научного познания;

выявлять особенности социального познания;

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в
понимании природы человека и его мировоззрения;

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать
ее.
Общество как мир культуры
Выпускник научится

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

распознавать и различать явления духовной культуры;

описывать различные средства массовой информации;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;

5

видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в
духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;

осуществлять рефлексию своих ценностей.
Правовое регулирование общественных отношений
Выпускник научится

сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;

аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений;

применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;

характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник получит возможность научиться

действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;

6

характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Человек в обществе (19 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного
мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные
качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные
характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности.
Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание
чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные
и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания.
Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и
ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как
явление
современности.
Современное
информационное
пространство.
Глобальная
информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм.
Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Тема 2. Общество как мир культуры (15 ч.)
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры.
Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и
изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и её
функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как
система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и
религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира.
Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.
Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства
массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного
явления.
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (32 ч.)
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право
как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки
права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое
источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные
законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое
правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая
ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.
Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика.
Гражданские
правоотношения.
Имущественные
права.
Личные
неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.
Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита
граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное
образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и
обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на
благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические

7
правонарушения. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека
средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику
противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.
Заключение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире
информации. Человек и ценности современного общества.
Итоговое повторение (2 ч.)
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Учебные часы Контрольные
работы
Тема 1. Человек в обществе
Тема 2. Общество как мир культуры
Тема 3. Правовое регулирование
общественных отношений
Итоговое повторение
Итого:

Практическая
часть

20
16
27
5
68

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
выполнен
ия
план факт план факт
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Название раздела (кол-во часов),
темы урока
Тема 1. Человек в обществе (20 ч.)
Что такое общество
Общество как сложная система
Общество как сложная система
Динамика общественного развития
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека
Общественный прогресс как путь развития
Деятельность – способ существования людей
Деятельность – способ существования людей
Познавательная деятельность
Свобода и необходимость в деятельности человека
Свобода и необходимость в деятельности человека
Современное общество
Современное общество
Современное общество
Глобальная угроза международного терроризма
Глобальная угроза международного терроризма
Урок представления результатов проектной
деятельности по теме «Человек в обществе»
Повторительно-обобщающий урок по теме«Человек
в обществе»
Повторительно-обобщающий урок по теме

Примечание

8

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33
34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

«Человек в обществе»
Тема 2. Общество как мир культуры (16 ч.)
Духовная культура общества
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Мораль
Мораль
Наука и образование
Наука и образование
Религия и религиозные организации
Религия и религиозные организации
Искусство
Искусство
Массовая культура
Массовая культура
Урок представления результатов проектной
деятельности по теме «Общество как мир культуры»
Повторительно-обобщающий урок по теме по теме
«Общество как мир культуры»
Повторительно-обобщающий урок по теме по теме
«Общество как мир культуры»
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (27 ч.)
Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм
Источники права
Правоотношения. Правомерное поведение
Гражданин Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации
Гражданское право
Гражданское право
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения
Правовые основы предпринимательской
деятельности
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Семейное право
Семейное право
Экологическое право
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Процессуальные отрасли права
Международная защита прав человека
Международная защита прав человека
Правовые основы антитеррористической политики
Российского государства
Правовые основы антитеррористической политики
Российского государства

9
59.
60.
61.

62.

63.

64.
65.
66.
67.
68.

Человек в XXI веке
Человек в XXI веке
Урок представления результатов проектной
деятельности по теме «Правовое регулирование
общественных отношений»
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Правовое регулирование общественных
отношений»
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Правовое регулирование общественных
отношений»
Итоговое повторение (5 ч.)
Итоговое повторение по теме «Человек в обществе»
Итоговое повторение по теме «Общество как мир
культуры»
Итоговое повторение по теме «Правовое
регулирование общественных отношений»
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
Итоговый урок

10
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: Обществознание

Класс: 10

ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть

1
полугодие

2
полугодие

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».