В 1968 году я успешно окончила Научновскую школу. В нашем классе было 31 человек, девять из них жили в общежитии. Впоследствии в селе Верхоречье построили солидное трёхэтажное здание школы, в которой все дети Качинской долины могли получать среднее образование. С 1970 года поток старшеклассников в посёлок Научный прекратился, школьное общежитие закрыли. Несомненно, педагоги оказали влияние на многих из нас. Моя одноклассница Ирина Лебеденко ныне отмечает, что на уроках литературы Валентина Семёновна Люблинская постоянно развивала интерес учащихся к чтению, к творчеству современных писателей, к новинкам зарубежной литературы, к поэзии. Действительно, мы читали толстые журналы, рассказывали о полюбившихся произведениях, учили стихи молодых поэтов. Ирина тоже жила в школьном общежитии. Эта милая девушка обладала каким-то магнетическим обаянием: улыбчивая, добродушная, красивая, стройная. К её тонкой талии (58 см) были обращены многие восхищённые взоры. Ирина стала инженером строительной индустрии, ныне – пенсионерка. Недавно мы с ней долго разговаривали по телефону, вспоминая забавные школьные истории. – Ирина, однажды ты блестяще выполнила домашнюю работу по математике: решение сложной конкурсной задачи каким-то чудесным образом явилось тебе во сне. Ты оказалась единственной в классе, сумевшей найти правильный ответ. Расскажи, как это было? – Просто я всё время размышляла над решением. И вечером, засыпая, тоже думала о задаче. А утром, когда проснулась, решение было чётко выстроено в моих мыслях. Вот и всё. Позволю себе комментарий. Многие ли барышни перед сном размышляют о решении сложных математических задач? Как нужно организовать уроки математики и вызвать настолько большой интерес к предмету, чтобы 17-летние девушки стремились с энтузиазмом и задором решать задачи по геометрии? Очевидно, наша учительница Тамара Михайловна Гершберг знала ответы на эти вопросы. Задачи повышенной сложности регулярно задавались нам на дом, решить их могли немногие. Но какая была радость, когда на вопрос «Кто решил?» ты мог высоко поднять руку и гордо воскликнуть: «Я!». Неудивительно, что выпускники нашей школы, имея в аттестате «четвёрку» по математике, нередко получали «отлично» на приёмных экзаменах в вузы. – Ирина, что нового? – продолжаю я телефонный разговор. – Родилась правнучка, я теперь прабабушка. Ах, Иринка… Талия 58 см… Прабабушка… Почему так стремительно проходит время? Но юность, школа, радость познания остаются для нас вечными ценностями. Эта тема звучит и в творчестве нашего «однополчанина» Леонида Добридень: Я прожил много зим и много лет, Я строил города и жил нескучно, Но помню школьный вальс и тот рассвет, Который видел в юности, в Научном.
Мы знали Пушкина и Царское Село, Но наш барак не мог служить примером. Сюда нас всех случайно занесло – В Пенаты с столь чудесной атмосферой.
Когда наступит в жизни трудный час, Не будет сил нести всё, что имею, Я вспомню общежитие, всех вас – Пусть ненадолго, но чуть-чуть помолодею.
Уже давно нет скромного здания напротив школы, с которым была связана наша юность. Нет на этом свете и многих учителей, оставивших в учениках частички своей души. Школьное общежитие – это уже история, эпизод минувшего времени, одна из страниц в летописи Научненской средней школы |