2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
разработана в соответствии с:
- Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего
образования, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утвержденной приказом директора №262 от 31.08.2017 (с изменениями);
авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций. / [Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, В.Г. Горяева и др]; под редакцией Б.М.
Неменского. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»
для 4 класса:
1. Изобразительно искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / Л.А. Неменская, под ред. Б.М.Неменского – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. –
159 с. : ил. ISBN 978-5-09-032115-0.
Цели учебного предмета:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать
и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общение с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности ), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
3
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- выражать свои мысли;
- разрешать конфликты, ставить вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- целеполаганию;
- волевой саморегуляции;
- коррекции;
- оценивать качество и уровень усвоения.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- структурировать знания;
- смысловому чтению;
- знаково-символическому моделированию;
- выделять и формировать учебную цель.
- анализировать объект;
- синтезу, как составление целого из частей;
- классифицировать объекты;
- выдвижению гипотез и их обоснованию;
- построению логических цепей рассуждения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
- основам художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края, эстетического отношения к миру;
- понимать красоту, как ценность, потребность в художественном творчестве и в общении
с искусством;
- практическим умениям и навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
- элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной
деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- распознаванию видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной ( народные и
прикладные виды искусств);
- применять художественные знания, умения и представления в процессе выполнения
художественно – творческих работ;
- обсуждать и анализировать произведения искусства;
- видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в
4
доме, на улице, в театре, на празднике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Истоки родного искусства (7 ч)
Красота природы в произведениях русской живописи.
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Новгород. Псков.
Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник (10 ч)
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Макет среднеазиатского города.
Древняя Эллада.
Олимпийские игры в Древней Греции.
Европейская одежда Средневековья.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8 ч)
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Повторение (2ч)
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
Наименование разделов и
тем
Учебные часы
Истоки родного искусства
Древние города нашей Земли
Каждый народ — художник
Искусство объединяет народы
Повторение
Итого:
7
7
10
8
2
34
Контрольные
работы
Практическая
часть
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
план факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Сроки
выполнения
план
факт
Название раздела (количество часов),
тема урока
Истоки родного искусства (7 ч)
Красота природы в произведениях русской
живописи. Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях
художников.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Новгород. Псков.
Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах
(обобщение темы).
Каждый народ — художник (10 ч)
Страна Восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Макет среднеазиатского города.
Древняя Эллада.
Олимпийские игры в Древней Греции.
Европейская одежда Средневековья.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в
мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8 ч)
Примечание
6
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Материнство.
Образ
Богоматери
в
русском
и
западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных
народов.
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение
темы).
Повторение (2 ч)
Повторение. Города Русской земли.
Повторение. Образ Богоматери в русском и
западноевропейском искусстве.
7
Лист корректировки рабочей программы
Предмет: Изобразительное искусство класс 4
ФИО учителя: Фролова Надежда Анатольевна
Четверть
(полугодие)
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тема урока
Дата
Дата
Причина
Корректирующие проведен
проведения
корректировки
мероприятия
ия по
по плану
факту
8