2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Технология» в 4 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373, (с
изменениями от 31.12.2015 № 1576);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Научненская СОШ», утвержденной приказом директора №262 от 31.08.2017 (с изменениями);
авторской программой Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой Технология. (Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.).
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»
для 4 класса:
1.
Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева,
Т.П. Зуева. – М.: Просвещение, 2014. – с. 127. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028439-4.
Основной целью обучения литературному чтению в 4 классе является:
развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и
исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и
самооценка),
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой
деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и
умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в 4 классе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе
организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование, первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических
задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их
социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами
Учащийся научится:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), соотносить их
с общепринятыми нормами и
ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки,
которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания
и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное
и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои
действия с ним;
- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с
помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов)
итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
- проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдению технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научаться:
4
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сотрудничать, выполняя различные роли
в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
речи
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в
соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
- изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой
- деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником,
- компьютером);
- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Учащиеся будут иметь представление:
- о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство
формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Учащиеся научатся:
- названиям и свойствам наиболее распространенных искусственных и синтетических
материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательности чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных
инструментов;
- основным линиям чертежа (осевая и центровая);
- правилам безопасной работы канцелярским ножом;
- названиям нескольких видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащиеся будут иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические
изготовления изделий;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
приемы
5
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в
том числе из сети Интернет).
Конструирование и моделирование
Учащиеся научатся:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции.
Учащиеся смогут узнать простейшие способы достижения прочности конструкций.
Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Учащиеся научатся:
- создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на
экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, Power Point.
Учащиеся смогут научиться:
- использовать компьютер в различных сферах жизни и деятельности человека;
Ознакомятся с устройством персонального компьютера, основному назначению частей
компьютера и их наименованием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Элементарные общие правила
создания предметов рукотворного мира. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов. Отбор и анализ информации (из печатных и электронных источников), её
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Элементарная
творческая и проектная деятельность (создание и реализация замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Анализ задания,
организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, исполнение социальных ролей. Основы
культуры труда, самообслуживания. Отбор и анализ информации (из печатных и электронных
источников), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира.
Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира.
Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Выбор материалов.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Выбор материалов.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели,
рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и др.).
6
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Использование простейших средств текстового редактора. Простейшие
приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование,
создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике.
Вывод текста на принтер. Работа с информационными объектами
Информационный центр (3 ч)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание
презентаций. Программа Рower Point.
Проект «Дружный класс» (3 ч)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
Проверим себя.
Студия «Реклама» (4 ч)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза.
Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (5 ч)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Плетёные салфетки. Цветы
из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 ч)
Новогодние традиции. Изготовление подвесок. Игрушки из трубочек для коктейля.
Игрушки из зубочисток. Проверим себя.
Студия «Мода» (7 ч)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов
России. Синтетические ткани. Проект «Коллекция тканей». Твоя школьная форма. Объёмные
рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Практические работы: Проект «Коллекция тканей»
Студия «Подарки» (2 ч)
Плетёная открытка. День защитника Отечества. Открытка с лабиринтом. Весенние цветы.
Проверим себя.
Студия «Игрушки» (5 ч)
История игрушек. Игрушка–попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка
«Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио.
Повторение (2 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
раздела
и тем
1
Информационный центр
2
Проект «Дружный класс»
Учебные
часы
3
3
Контрольные
работы
Практическая
часть
7
3
4
5
6
7
8
9
Студия «Реклама»
Студия «Декор интерьера»
Новогодняя студия
Студия «Мода»
Студия «Подарки»
Студия «Игрушки»
Повторение
Всего
4
5
3
7
2
5
2
34
Проект-1
Проект-1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Сроки
выполнения.
факт план
факт
Название раздела
(кол-во часов)
темы урока
Информационный центр (3 ч)
Вспомним, обсудим!
Информация. Интернет. Создание
текста на компьютере.
Создание презентаций. Программа
PowerPoint.
Проект «Дружный класс» (3 ч)
Презентация класса.
Эмблема класса.
Папка «Мои достижения».
Проверим себя
Студия «Реклама» (4 ч)
Реклама и маркетинг.
Упаковка для мелочей.
Коробочка для подарка.
Упаковка для сюрприза. Проверим
себя.
Студия «Декор интерьера» (5 ч)
Интерьеры разных времен.
Художественная техника «Декупаж»
Плетеные салфетки.
Цветы из креповой бумаги.
Сувениры на проволочных кольцах .
Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 ч)
Новогодние традиции. Изготовление
подвесок
Игрушки из трубочек для коктейля.
Игрушки из зубочисток. Проверим
себя.
Студия «Мода» (7 ч)
История одежды и текстильных
материалов. Исторический костюм.
Примечание
8
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Одежда народов России.
Синтетические
ткани.
Проект
«Коллекция тканей»
Твоя школьная форма.
Объемные рамки.
Аксессуары одежды.
Вышивка лентами.
Вышивка лентами. Проверим Себя.
Студия «Подарки» (2 ч)
Плетеная открытка. День защитника
Отечества.
Открытка с лабиринтом. Весенние
цветы. Проверим себя
Студия «Игрушки» (5 ч)
История игрушек. Игрушкапопрыгушка.
Качающиеся игрушки.
Подвижная игрушка Щелкунчик.
Игрушка с рычажным механизмом.
Подготовка портфолио.
Повторение (2ч)
Повторение. Создание презентаций.
Программа PowerPoint.
Повторение. Цветы из креповой
бумаги.
9
Лист корректировки рабочей программы
Предмет: Технология 4 класс
ФИО учителя: Фролова Надежда Анатольевна
Четверть
(полугодие)
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующи
е мероприятия
Дата
проведения
по факту
10