2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» для
учащихся 2 класса разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373,
(с изменениями от 31 декабря 2015 № 1576);
-примерной программой по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)»,
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С.
Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова.
– М.: Просвещение, 2015. – 175 с.;
-основной образовательной программой начального общего образования (1-4 классы)
ФГОС МБОУ «Научненская СОШ» утверждённой приказом директора от 31 августа 2017г. №262
(с изменениями)
Учебник Крымскотатарский язык (родной). 2 класса: учеб. пособие для общеобразоват.
Организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках М.С. Саттарова, С.С. Саттарова
– М.: Просвещение, 2018. - 191с.: ил.-ISBN978-5-09-070058-0
Основная цель предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех
видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых
умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
развитие речи, этнического самосознания, мотивации к изучению родного языка;
воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского
языка;
овладение умениями правильного чтения и письма;
составление простых высказываний, пересказов, устных описаний небольших объемов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание
учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя
гражданами многонационального государства, формирование патриотических ценностей);
- овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и
традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
-формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к
природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
-развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные
ситуации;
Метапредметные результаты:
-умение использовать родной язык с целью поиска различной информации;
-умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях
общения;
-выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять
письменные тексты;
-умение работать с различными видами информации, использовать орфографические и
пунктуационные правила.
Предметные результаты:
-представление о крымскотатарском языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
3
-понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
-овладение начальными представлениями о нормах крымскотатарского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала
изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного
отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
-освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме
материала изучаемого курса);
В результате изучения «Родного (крымскотатарского) языка» во 2 классе, в изучаемом
разделе.
Выпускник научится:
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.) на родном языке;
-выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
-овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
-практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя
строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение);
-овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста,
самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста
(корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на крымскотатарском
языке на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям
картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, по воображению и др.);
-проверять
правильность
своей
письменной
речи,
исправлять
допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать
элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
Выпускник получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
-произносить звуки речи в соответствии с нормами крымскотатарского языка;
-характеризовать звуки крымскотатарского языка: гласные ударные—безударные,
согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие, согласные глухие—звонкие,
парные—непарные звонкие и глухие, группировать звуки по заданному основанию;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
-различать звуки и буквы;
-знать последовательность букв в крымскотатарском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-работать с разными словарями;
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с
омонимичными корнями, синонимов);
-образовывать слова (разных частей речи) с помощью суффикса;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и
суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами;
4
Содержание учебного предмета
Тема 1. Речь (1 час)
Части речи. Устная и письменная речь. Культура речи.
Тема 2. Звуки и буквы (12 часов)
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки. Слог. Ударение. Ударный и безударные
слоги. Твердые и мягкие гласные звуки. Работа над ошибками. Губные гласные. Негубные
гласные. Буквы е, ё, ю, я. Буква э. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с
буквами гъ, къ, нъ, дж. Правописание слов с буквой Ч, Ш. Мягкий знак (ь).
Контрольные работы
Входная проверочная работа. Диктант №1 «Кузь»
Тема 3. Текст (1 час)
Текст. Абзац.
Тема 4 Предложение (3 часа)
Предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Контрольные работы
Контрольное списывание №1 «Балкъурт ве кобелек»
Тема 5. Слово (8 часов)
Слово. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы.
Обобщающий урок. Слово.
Практические работы
Р.Р. № 1 «Моя семья» Рассказ.
Р.Р. № 2 Составление рассказа по картинке.
Тема 6. Части речи (6часов)
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Корень слова. Однокоренные
слова
Контрольные работы
Контрольный диктант. Диктант №2. «Турначыкъ»
Тема 7. Повторение (3часа)
Звуки и буквы. Слово. Предложение. Текст. Части речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
Наименование
разделов, тем
Речь
Звуки и буквы.
Кол-во
часов
1
12
3
4
Текст.
Предложение.
1
3
5
Слово.
8
6
Части речи
6
7
Повторение.
Итого
3
34
Контрольные работы
Практические работы
Входная проверочная
работа.
Диктант №1 «Кузь»
Контрольное списывание
№1 «Балкъурт ве
кобелек»
Р.Р.№ 1 «Моя семья» Рассказ.
Р.Р.№2 Составление рассказа по
картинке.
Контрольный диктант.
Диктант.№2.
«Турначыкъ»
3
2
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
план факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дата
план
факт
Название раздела
(количество часов)
Тема уроков
Речь. (1час.)
Части речи. Устная и письменная речь. Культура
речи.
Звуки и буквы. (12 часов.)
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Слог. Ударение. Ударный и безударные слоги.
Твердые и мягкие гласные звуки.
Входная проверочная работа.Диктант №1 «Кузь»
Работа над ошибками. Губные гласные.
Негубные гласные.
Буквы е, ё, ю, я. Буква э.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с буквами гъ, къ, нъ, дж.
Правописание слов с буквой Ч, Ш. Мягкий знак (ь)
Текст. (1час)
Текст. Абзац.
Предложения. (3часов)
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения.
Связь слов в предложении.
Контрольное списывание №1 «Балкъурт ве
кобелек»
Слово. 8 (часов)
Слово. Р.Р. № 2 «Моя семья» Рассказ.
Слово и его значение.
Однозначные слова.
Многозначные слова.
Р.Р.№ 3 Составление рассказа по картинке.
Синонимы
Антонимы
Обобщающий урок. Слово.
Части речи(6)
Части речи. Имя существительное
Имя прилагательное.
Глагол. Корень слова.
Однокоренные слова
Контрольный диктант. Диктант№3. «Турначыкъ»
Работа над ошибками Имя существительное
Повторение (3часа)
Повторение. Звуки и буквы. Алфавит.
Повторение. Предложение. Слово.
Повторение. Части речи.
Примеча
ние
6
Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс Родной крымскотатарский язык класс 2
ФИО учителя Османова Сайде Мустафаевна
Четверть
(полугодие)
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
7