РП ОДНКНР 5 класс_2021

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОДНКНР в 5 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. № 1897 (с дополнениями и изменениями)
- авторской программой
Комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
/Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм
успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная
школа. — М.: Вентана-Граф, 2013.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Научненская СОШ» (5-9 классы) ФГОС, утвержденной приказом директора № 262 от 31.08.2017
(с изменениями)
Учебник:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 159 с. – ISBN 978-5-360-03420-9
Цель изучения: обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым
содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и
религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые
объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи изучения:
- развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих
ценностей в жизни людей;
- формирование у
школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и
поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия;
– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к
людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой;
– воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии
культуры общества и конкретного человека;
- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно
существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет
готовность к духовному;
- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились,
сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные
традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных
отношений;
- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием
деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре,
общенародных праздниках и религиозных обрядах;
- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным
характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
•
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ
и историю России (элементы гражданской идентичности);
•
воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям, бережное отношение к своей родной культуре;
•
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире;
•
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
•
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
•
принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
•
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы,
во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
•
готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать
свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести
конструктивный диалог, работать в коллективе;
•
умение проводить поиск информации в научно-популярной литературе, Интернете,
библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями,
представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
•
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое
мышление;
•
развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;
•
овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера;
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение
рассуждений;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров.
Предметные результаты:
•
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
•
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
•
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч.)
Раздел 1. В мире культуры (4 ч.)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя,
Ю. Рытхэу и др.).

4

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 ч.)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви
и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (10 ч.)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и
их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих
ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев
в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 ч.)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры,
охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям,
вере
предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Обобщающее повторение «Твой духовный мир» (1 ч.)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

5

№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Учебные
Контрольные
часы
работы
Введение
В мире культуры
Нравственные
ценности
российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Обобщающее повторение: «Твой
духовный мир»
Итого:

Практическая
часть

1
4
14
10
4
1
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Сроки
Название раздела
выполнения
(кол-во часов),
темы урока
план факт план факт
1.
Введение (1 ч.)
В мире культуры (4 ч.)
2.
Величие
многонациональной
российской
культуры
3.
Величие
многонациональной
российской
культуры
4.
Человек – творец и носитель культуры
5.
Человек – творец и носитель культуры
Нравственные ценности российского народа (14 ч.)
6.
«Береги землю родимую, как мать любимую»
7.
«Береги землю родимую, как мать любимую»
8.
Жизнь ратными подвигами полна
9.
Жизнь ратными подвигами полна
10.
В труде – красота человека
11.
В труде – красота человека
12.
«Плод добрых трудов славен»
13.
«Плод добрых трудов славен»
14.
Люди труда
15.
Люди труда
16.
Бережное отношение к природе
17.
Бережное отношение к природе
18.
Семья – хранитель духовных ценностей
19.
Семья – хранитель духовных ценностей
Религия и культура (10 ч.)
20.
Роль религии в развитии культуры
21.
Роль религии в развитии культуры
22.
Культурное наследие христианской Руси
23.
Культурное наследие христианской Руси
24.
Культура ислама
25.
Культура ислама
26.
Иудаизм и культура
27.
Иудаизм и культура

Примечание

6

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Культурные традиции буддизма
Культурные традиции буддизма
Как сохранить духовные ценности (4 ч.)
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
Хранить память предков
Хранить память предков
Обобщающее повторение: «Твой духовный
мир» (1 ч.)

7

Лист корректировки рабочей программы
Предмет/курс: ОДНКНР

Класс: 5

ФИО учителя: Стулина Татьяна Владимировна
Четверть

1
четверть

2
четверть

3
четверть

4
четверть

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (36554) 71-319, (36554) 71-295

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».